Образ Арапки в рассказе Чехова «Белолобый»


«Белолобый» - рассказ Антона Павловича Чехова, написанный специально для детей. В нем главные действующие лица – животные. Одним из таких персонажей является собака по кличке Арапка. Анализ ее образа мы представим в данном сочинении.

Итак, Арапка – неизменная спутница сторожа Игната. С ним она бродит по лесу в поисках зайцев. Арапка часто забегает вперед, и тогда хозяин зовет ее, громко крича: «Задний ход!». Чехов так описывает собаку: громадная, неизвестной породы, черного окраса, с большим белым пятном во весь лоб.

По ночам, когда окруженные сугробами владения Игната погружаются во тьму, Арапка спит под сараем, зорко следя за порядком. Собака еще издали чувствует волка и принимается неистово выть, чтобы разбудить своего хозяина. Так было и в ту ночь, когда лиса в первый раз забралась в хлев Игната. Арапка, понукаемая стариком, пыталась догнать волчиху, но тщетно. В этот раз добычей старой охотницы стал щенок Белолобый, точная копия Арапки, который повадился ночевать в хлеву.

Получается, что Арапка не только охотница и защитница владений старика Игната, она еще и мать Белолобова, который частенько заливистым радостным лаем приглашал ее поиграть с ним. Правда, очевидцами этих ситуаций мы не становимся. Зато видим, как Белолобый пропадает на целый день, а Арапка даже не бросается на его поиски.


Если провести сравнение верной спутницы Игната и волчихи, то оно будет не в пользу первой. Старая охотница волнуется за оставленных волчат. Переживает, как бы их кто не обидел, пока ее нет рядом.

Волчиха учит свое потомство навыкам охоты, не прогоняя Белолобова, а позволяя малышам играть с ним, догонять, бороться. А как ведет себя Арапка? Складывается такое ощущение, что ее совсем не интересует щенок. Спит он в хлеве, и никто за ним не следит. Арапка ничему его не учит, не проявляет излишней заботы. Да что говорить об излишней, автор не показывает нам и обычной заботы о своем потомстве. Чего никак нельзя сказать о волчихе.

Если оправдать такое поведение тем, что Арапка помогает своему хозяину, то это не так. Ни в первый, ни во второй раз она так и не смогла догнать волчиху. Или даже правильно сказать: не особо пыталась это делать. Автор не изображает погони. Он лишь отмечает, что пока Арапка расшевелится, волчихи и след простыл. Игнат пытается стрелять вслед вору, повадившемуся лазить в хлев, а вот Арапка не выполняет своих прямых обязанностей. Она лишь громким лаем будит старика. И на этом все.

Для чего же автор вводит в свое повествование образ собаки Арапки? Скорее для того, чтобы создать портретную характеристику сторожа Игната. Ведь собака будто дополняет образ старика. Да еще и для того, чтобы провести параллель между Арапкой и волчихой. Обе являются мамами, но как по-разному они относятся к своим малышам. В этом сравнении волчиха выглядит как настоящая родительница, заботливая, любящая и терпеливая. Арапка же представляется несколько иной. И ее образ в наших глазах проигрывает. И даже хищничество волчихи не портит впечатления.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ волчихи в рассказе Чехова «Белолобый»
  • Образ Белолобова в рассказе Чехова «Белолобый»
  • Образ Игната в рассказе Чехова «Белолобый»
  • Образ природы в рассказе Чехова «Белолобый»