Образ Аркадия Ильина в рассказе Лескова «Тупейный художник»


Крестьянин Аркадий Ильин – главный герой знаменитого рассказа Николая Семеновича Лескова «Тупейный художник». Вместе с другими крепостными он живет в доме графа Каменского. У Аркадия в графском театре особая роль – тупейщик. Молодой человек делает грим и прически всем крепостным актрисам, причем так мастерски, что в этом деле ему нет равных.

Аркадий талантлив, и не зря автор сразу называет его не просто тупейщиком, а тупейным художником. У молодого человека множество идей, только он один может сделать нужное воображение в лице и придать артистке самые тонкие черты. Аркадий не похож на других цирюльников Орла, основным атрибутом которых является гребенка за ухом. Идейность – вот главная черта гримера графа Каменского. Он с легкостью придает самые разнообразные выражения лицам и сам в театральном сообществе является неподражаемым артистом.

Что касается внешности Аркадия, то автор рисует его портрет так: невысокого роста, но стройный, гордый тонкий нос, ангельской доброты глаза, густой хохолок волос, красиво свешивающийся на лицо. В общем, парикмахер был самый настоящий красавец и нравился всем вокруг. Возраст же его – за двадцать пять лет.

Какими же чертами обладает этот молодой человек? Он чувствительный и смелый – именно так описывает его Любовь Онисимовна, няня мальчика, начиная свой рассказ. По ходу же повествования мы все больше представляем и понимаем, какой это человек.


Граф Каменский очень ценит талант Аркадия и даже по-своему любит его, но только никуда не выпускает. Парикмахеру запрещено убирать еще кого-то кроме самого Каменского и придворных актрис. Помещик в прямом смысле этого слова держит его в театре: запирает и никуда не разрешает выходить. Молодой человек даже церковь не может посещать.

Так и сидел Аркадий при графе Каменском, никуда не выходил, денег в руках не держал и не думал изменить своего положения. Вот только одно обстоятельство заставило молодого человека решиться на побег.

Аркадий влюбился в крепостную актрису Любовь Онисимовну. Девушка отвечает ему взаимностью, но царящий в театре закон целомудрия не позволяет молодым людям встречаться. Влюбленные переглядываются и не решаются даже на словах открыться друг другу. Когда же граф дарит Любе камариновые серьги, тем самым показывая, что хочет ею обладать, Аркадий в отчаянии совершает побег. Молодой человек ослушался графа – причесал его брата. Но не наказание пугало гримера. Аркадий не мог смириться с тем, что ждет его Любу, поэтому увез ее из ненавистного дома.

Только вот будто сама судьба против влюбленных. Побег не удался, молодых людей вернули обратно в дом графа. После истязаний Аркадия отправили на войну, Люба же попадает в телячью избу.

Аркадий и на службе проявляет талант, возвращается домой в офицерском чине с дворянским титулом. Он собирается выкупить Любу из крепостничества и обвенчаться с ней. Только планам этим так и не дано совершиться: молодого человека ограбил и убил постоялый дворник. Молодого человека хоронят со всеми почестями. А верная Люба после смерти постоянно навещает его могилку.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Любови Онисимовны в рассказе Лескова «Тупейный художник»
  • Образ графа Каменского в рассказе Лескова «Тупейный художник»
  • Образ рассказчика в рассказе Лескова «Тупейный художник»
  • Образ крепостной России в рассказе Лескова «Тупейный художник»