Образ автора в «Повести о разорении Рязани Батыем»


«Повесть о разорении Рязани Батыем» является частью большой летописи. Автор произведения неизвестен. Считалось, что им мог быть человек, который жил во времена татарского нашествия. В цикле произведений о Николае Зарайском из Волоколамского списка эта повесть подписана Евстафием. Вполне возможно, что какую-то часть текста написал именно этот человек.

Структурно произведение можно разделить на четыре части. Три из них созданы в 13 веке, последняя в начале 14. Об этом говорит разный стиль написания. Складывается такое ощущение, что авторами были сразу несколько человек. Об этом говорит путаница с героями, так как некоторые из них жили в разные годы.

Присутствие повествователя ощущается с первых строчек. Он сразу же дает оценку происходящим событиям. Хана Батыя называет «безбожным», а князей «благоверными, великими». Автор начинает рассказывать истории в былинном или сказочном ключе. Его князья схожи с богатырями, обладают теми же качествами — силой, мужеством, храбростью. Их любовь к родной земле и народу выражается поступками и словами. Образно-выразительные средства используются редко. В основном это эпитеты, дающие оценку герою или событию.

Иногда автор отступает от рассказа, вкладывая в уста героев ораторские способности. Князь Юрий Ингваревич произносит речь, которая воодушевляет воинов и настраивает на испитие горькой чаши. Он использует восклицательные предложения, обращения, перечисления.

На протяжении текста рассказчик использует гиперболы, наделяя воинов сверхъестественными качествами. Особенно это выражается в эпизоде поединка Коловрата с Хостоврулом. Русский вельможа, во многом похожий на богатыря, одним ударом меча разрубает татарина, а потом едет и крушит всё подряд. Орде казалось, что один бьется с тысячей, а двое с десятью тысячами. Русская дружина наделяется какими-то волшебными свойствами, недаром противнику чудится, что перед ними крылатые люди, обладающие силой и храбростью.


В повести встречается множество военной терминологии, значит автор был каким-то образом связан с военным делом «сеча», «орудия для метания камней», «побоище».

Вместе с тем повествователь опирается на христианские и религиозные устои. Он уверен, что все беды происходят из-за больших грехов человеческих. Господь видит это и посылает наказание.

Но автор не только хвалит русских людей за мужество и героизм, но и упрекает их разобщенностью, отсутствием единства. Именно поэтому Рязань была сожжена, а все люди погибли. Используя форму плача, рассказчик вкладывает в него все чувства, горе, тоску и отчаяние. Видно, как свежо в памяти это событие, поэтому сердечная боль еще не утихла.

В заключение автор воспевает князей. Он как будто плетет кружево, вплетая в него необычные синтаксические конструкции, перечисления, точные формулировки. Последняя часть наиболее близка к литературному произведению.

Таким образом, повествователь опирается не только историческую основу и передачу событий, но и на эмоциональное настроение.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Евпраксии в «Повести о разорении Рязани Батыем»
  • Образ Агриппины в «Повести о разорении Рязани Батыем»
  • Образ «чаши смертной» в «Повести о разорении Рязани Батыем»
  • Анализ «Повести о разорении Рязани Батыем»