Образ Бек-Агамалова в повести Куприна «Поединок»


Бек-Агамалов – один из второстепенных персонажей купринской повести «Поединок». Это адъютант, товарищ центрального персонажа по службе.

Впервые герой появляется в повествовании, когда Ромашов ведет разговор с офицерами Веткиным и Лбовым. Герои видят, как красиво едет на коне Бек-Агамалов.

Герой имел следующие внешние характеристики: «меньше среднего роста, сухой, жилистый, очень сильный». Смуглое и матовое лицо героя было красивым, наполненным мужеством. Одет Бек-Агамалов был в адъютанский мундир и белые перчатки.

Бек-Агамалов был черкесом. Вероятно, в следствие этого у героя была природная вспыльчивость и горячность.

В разговоре с тремя офицерами Бек-Агамалов рассказал им о том, что командир требует рубку чучел. На возражения Веткина о том, что он не обязан тратить свое время на рубку, Бек-Агамалов сказал, что каждый офицер должен владеть шашкой. Герой говорит о том, что рубке на Кавказе обучаются с самого детства: на прутьях, бараньих тушах, воде и даже людях. Бек-Агамалов восхищается своим отцом, который уже в детстве мог перерубить шею лошади, который мог пополам пересечь молодого барашка. Герой признается, что ему такое не удавалось, он мог отрубить только голову барашка.

По мнению Бек-Агамалова, это умение пригодится и в военное, и в мирное время, ведь неизвестно, что с офицером может произойти. Бек-Агамалов делится мыслями о том, что если бы его кто-нибудь ударил или же оскорбил, то он бы воспользовался своими умениями.


Дав совет Веткину, Ромашову и Лбову учиться рубке, Бек-Агамалов показал им пример. Герой рубанул так, что половина чучела упала на землю. Черкес упрекает Ромашова, который мог отрубить себе руку из-за неумения пользоваться оружием.

В данном эпизоде подчеркивается внешность Бек-Агамалова: «с широко раскрытыми злобными глаза, с горбатым носом и с оскаленными зубами, был похож на какую-то хищную, злую и гордую птицу». Такое сравнение наиболее ярко и точно раскрывает характер Бек-Агамалова.

На протяжении всего повествования подчеркивается необузданный характер Бек-Агамалова. Один раз он внезапно вскочил со своего места и, желая «отвести свою варварскую душу», в бешенстве шашкой ударил по кусту. Отмечается, что в Бек-Агамалове «дремала старинная, родовая кровожадность». За свои выходки черкес получал следующие прозвища: дикарь, сумасшедший и др.

Бек-Агамалов не всегда умел контролировать свои порывы. Только спустя время он успокаивался и казался сконфуженным.

В раскрытии образа Бек-Агамалова важен эпизод, в котором он, находясь в публичном доме, в присутствии офицеров и женщин выхватил шашку и начал размахивать ею. Если бы не Ромашов, который не испугался остановить Бек-Агамалова, черкес мог бы убить оставшуюся в комнате женщину. В данном эпизоде герой похож на настоящего зверя. Когда Ромашов схватил Бек-Агамалова за руку с целью остановить его, то он почувствовал, что «безумный огонь с каждым мгновением потухает в этом искаженном лице». Позже «последние искры безумия угасли в глазах Бек-Агамалова». Вскоре Бек-Агамалов, не говоря ни слова, лишь крепко сжав руку Ромашова, поблагодарил его за то, что остановил его от совершения безумных поступков.

Образ Бек-Агамалова важен также потому, что герой является секундантом Ромашова на поединке с Николаевым, в результате которого Ромашов погиб.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Назанского в повести Куприна «Поединок»
  • Образ Хлебникова в повести Куприна «Поединок»
  • Образ Осадчего в повести Куприна «Поединок»
  • Образ Сливы в повести Куприна «Поединок»