Образ Буркина в рассказе Чехова «Человек в футляре»


Буркин – герой, который играет особую роль в рассказе А.П. Чехова «Человек в футляре». Его также встречаем в других произведения «маленькой трилогии». В центре читательского и авторского внимания в этом произведении учитель греческого языка, но именно Буркин повествует о его судьбе. Информации об этом герое немного, но его рассказ, поведение, лаконичная портретная зарисовка дают возможность дать достаточно детальную характеристику образа.

В начале произведения узнаем, что Буркин – учитель городской гимназии. Автор не уточняет, какой предмет он преподает. Мужчина увлекается охотой. Вместе с товарищем ветеринаром Чимшой-Гималайским он останавливается на ночлег в сарае старосты Прокофия в селе Мироносицкое. Героя здесь считают «своим», так как он каждое лето приезжал в гости к Графу П.

Лишь в конце произведения А.П. Чехов подает портрет Буркина. Мужчина невысокий, толстый. Автор, употребляя неправильное по смыслу словосочетание, акцентирует внимание на прическе учителя: «совершенно лысый». Не может быть человек недостаточно, совершенно или просто лысым. Достаточно употребить одно слово «лысый». Также у Буркина длинная черная борода, которая достает почти до пояса. Как видим, внешность героя комическая.


Буркин рассказывает о своем коллеге Беликове. Учитель называет его другом, но при этом обсуждает его привычки, характер, раскрывает перед Иваном Ивановичем подробности личной жизни Беликова. Коллегу герой называет человеком в футляре. В конце своего рассказа Буркин подытоживает: «Беликова похоронили, а сколько еще таких человеков в футляре осталось, сколько их еще будет». Хотя и самого рассказчика, какой-то степени, можно считать «человеком в футляре». Он осуждает других, но сам не пытается вырваться из чехла обыденности, «утомительной, бестолковой жизни». Буркин лишь констатирует, что жизнь не запрещена какими-либо законами, но и не разрешена полностью. Свидетельством обоснованности этой мысли являются реалии современности героев рассказа.

Мысли рассказчика подхватывает товарищ Иван Иванович, выражает свое мнение. Казалось бы, учитель тоже должен участвовать в рассуждениях, но он пассивен. Герой смотрит на луну, молча слушает Чимшу-Гималайского. Когда Иван Иванович предлагает ему послушать поучительную историю, Буркин говорит, что хочет спать.

Засыпает герой быстро, в отличие от своего друга-охотника. Эта деталь говорит о том, что проблемы современности не очень-то интересуют мужчину.

Таким образом, Буркин из рассказа А.П. Чехова тоже «футлярный человек», хоть старается не проявлять этого. Его чехол, кажется, прозрачный. Мужчина замечает недостатки других людей, проблемы общества, но ничего не пытается менять. Видимо, Буркин хорошо в «своей зоне комфорта», поэтому он не спешит её покидать. Каждому из нас стоит проанализировать образ Буркина и подумать, а не живем ли мы в таком прозрачном футляре, даже не подозревая этого.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Чимши-Гималайского в рассказе Чехова «Человек в футляре»
  • Образ Беликова в рассказе Чехова «Человек в футляре»
  • Образ Вареньки в рассказе Чехова «Человек в футляре»
  • Образ Коваленко в рассказе Чехова «Человек в футляре»