Образ «чаши смертной» в «Повести о разорении Рязани Батыем»


В «Повести о разорении Рязани Батыем» встречается образ «чаши смертной». Этот символ упоминается в речах рязанских защитников несколько раз, так как он несет в себе важное смысловое значение. Такой прием литературоведы назвали рефреном.

Над Русью нависла угроза, поэтому князь должен был испить чашу до дна, пожертвовать собой ради спасения других людей, как однажды Христос пожертвовал собой, чтобы спасти своих учеников «…да минует меня чаша сия…».

Юрий Ингваревич призывает к объединению, так как испить чашу нужно вместе. Шесть раз автор называет ее «единой», так как все равны перед смертью, у всех общая судьба. Таким образом, чаша — это смерть, которая ждет каждого человека. Ждала она и всех русских людей, кто встал на защиту Рязани. Упоминание о ней призывает не забывать о печальном исходе сражения.

Впервые Юрий произносит это выражение перед своей дружиной, собираясь выступить против Батыя. Он считает, что первым должен испить чашу, так как именно он в ответе за людей, христианскую веру и родную землю. Потом это словосочетание ритмично повторяется, задавая трагический тон, повторяясь раз за разом. Это своеобразная молитва, плач по убиенным, который сливается с повествованием. В рассказе о каждом герое своя чаша, которую им предстоит испить.


Юрий погибает мужественно, перед этим он узнает о смерти сына, в бою погибает его брат Давыд. Все князья выпивают общую чашу, умирают в едином порыве. Мученически заканчивает свою жизнь Олег Ингваревич. Он мог бы остаться в живых, но отказался предать веру христианскую и встать на сторону Батыя. За это хан приказал изрезать князя на куски. Чаша смерти стала для Олега великим страданием. Но он принял ее, как полагается воину.

Горожане, женщины, старики и дети также испили горькую чашу. Всех их порубили, сожгли и утопили татары, ни одного человека не уцелело в этом аду. Свою чашу выпивает Евпраксия с сыном, когда решает для себя сохранить верность мужу и не стать добычей татарского предводителя.

В следующей части повести вновь возникает этот образ. Он неумолимо следует за теми, кто не готов покориться безбожнику. Евпатий Коловрат и его дружина догоняют хана, чтобы отомстить и преподнести смертоносную чашу. Когда татарский царь захватил пять раненых русских воинов, они в речи своей сожалели, что не успели всем татарам чаши налить. Но Евпатий также, как и князья, становится героической личностью, которому было суждено принять смерть.

Еще несколько раз повторяется этот символ в речи Ингваря Ингваревича. Последний оставшийся в живых князь в своем плаче передает всю боль и горе от потери родных и близких людей. Ему не суждено испить чашу смерти, так как он должен похоронить всех мертвых, возродить город.

При прочтении произведения создается впечатление, что всех рязанцев объединяет нечто важное и страшное — чаша смерти. Все люди, живые и мёртвые, сошлись в единое войско. А проиграли битву лишь потому, что не все согласились испить чашу. Отказ Георгия Владимирского привел к таким трагическим последствиям.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Евпраксии в «Повести о разорении Рязани Батыем»
  • Образ Агриппины в «Повести о разорении Рязани Батыем»
  • Образ автора в «Повести о разорении Рязани Батыем»
  • Анализ «Повести о разорении Рязани Батыем»