Образ Чудо-Юдо в сказке «Иван - крестьянский сын и Чудо-Юдо»


Главный отрицательный персонаж сказки «Иван - крестьянский сын и Чудо-Юдо» — Чудо-Юдо. Происхождение этого чудища берет свое начало из славянских сказок. Считалось, что это морской многоголовый змей, наделенный огромной силой. Юдо означает «водный».

В русской народной сказке Чудо-Юдо живет близ речки Смородины. У него есть свой терем, жены, мать — змеиха. Рядом с ним его верные спутники. Образ злодея приближен к человеческому. К тому же в фольклорном произведении Чудо-Юдо не один змей, а сразу три. Отличие в количестве голов, степени силы и владении магией.

Впервые мы слышим о нем из уст стариков, родителей Ивана. Они переживают о том, что змей нападает на мирные села, и в скором времени доберется до них. Но сыновья бесстрашно отправляются в путь, чтобы победить Чудо-Юдо и освободить Русь от врага.

Об ужасах, которые творит змей, братья слышат от старушки. Её Чудо-Юдо не съел, так как она слишком стара. Таким образом, старая женщина становится невольной свидетельницей бесчинств, которые творит злодей. Он сжигает все дома, поедает людей, сметает всё на своем пути.

Основную характеристику змеев можно составить из анализа боев. Место, где появляется Чудо-Юдо обозначено четко. Это Калинов мост на реке Смородина. Именно здесь выставляет дозор Иван, намереваясь расправиться с чудищем.


Внешне каждый из Чудо-Юдо похож на змея с разным количеством голов. Они появляются верхом на черном коне, на плече сидит ворон, а впереди бежит пес. Как только змей въезжает на мост, вся природа волнуется: кричат орлы, волны вздымаются, леса преклоняются. Одно из качеств злодея — самоуверенность и хвастовство. Юдо настолько уверен в себе, что нисколько не боится Ивана в отличие от его верных спутников, олицетворяющих смерть. Они предчувствуют опасность, исходящую от этого крестьянина.

Вступив в бой, первый Чудо-Юдо погибает почти сразу же. Он даже не успевает ничего сделать. Его головы остаются лежать под мостом.

Второй змей сильнее и могущественнее первого. Можно наблюдать то же бахвальство. Ему удается ударить Ивана, и богатырь оказывается по колено в сырой земле. Но все же крестьянский сын оказывается сильнее и хитрее его.

В третьем бое показан самый сильный змей, имеющий волшебный палец. Как только Иван срубал одни головы, на его месте вырастали другие, не менее злые и сильные. Чудо-Юдо может извергать огонь, сыпать искрами. Он в большей степени похож на дракона. Описывая этого персонажа, сказитель прибегает к гиперболе, преувеличивает мощь Чудо-Юдо. Это сделано для того, чтобы народ почувствовал огромную ненависть к врагу и встал на борьбу с ним. Но все же Ивану удалось уничтожить змея, а после разделаться с его коварными женами и матерью.

Чудо-Юдо — это собирательный образ завоевателей русской земли. В его лице показан коварный, жестокий враг, несущий людям смерть и разорение на всей русской земле. Именно поэтому крестьянский сын не оставляет ему шанса на пощаду. В словах Ивана звучит главная мысль «я пришел насмерть биться, от тебя добрых людей избавить».




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Ивана в сказке «Иван - крестьянский сын и Чудо-Юдо»
  • Сравнительная характеристика Ивана и Чудо-Юдо (по сказке «Иван - крестьянский сын и Чудо-Юдо»)
  • Герои сказки «Иван - крестьянский сын и Чудо-Юдо»
  • Добро и зло в сказке «Иван - крестьянский сын и Чудо-Юдо»