Образ Чухонки Мавры в повести Гоголя «Записки сумасшедшего»


Чухонка Мавра – домработница Поприщина, по его словам, весьма глупая, недалекая женщина. В своем дневнике Поприщин о ней упоминает вскользь, однако, и этого оказывается достаточно, чтобы читатель смог сформировать свое представление.

Н.В. Гоголь выбрал имя «Мавра» неслучайно: в переводе с греческого оно означает «темная», «матовая». Это весьма подходящее имя для образа женщины-служанки, которой изначально следует быть «матовой», без блеска и мишуры, чтобы незаметно выполнять свои обязанности, не привлекая лишнего внимания со стороны.

Помимо «говорящего» имени, Гоголь наделил свою героиню и «говорящей» национальностью. По национальности Мавра – чухонка. Как известно, в Российской империи «чухонцами» называли карело-финское население окрестностей Петербурга, то есть финнов.

В литературе часто упоминается слово «чухонец» в качестве синонима словам «дикий», «необразованный», «убогий», «темный». Так, например, у А.С. Пушкина в поэме «Медный всадник» «финский рыболов» (то есть чухонец) противопоставляется цивилизованному обществу, чтобы усилить контраст. М.М. Зощенко, описывая цивилизованного и порядочного гостя, скажет про него, что он «не какой-нибудь там чухонец». Таким образом, и Н.В. Гоголь также хотел дважды подчеркнуть темное происхождение служанки.


Однако не стоит забывать, что у Гоголя автор этих записок – Поприщин, то есть все сведения читатель получает с его подачи. Этот психически нездоровый человек привык заискивать перед вышестоящими и смотреть свысока на тех, кто ниже него. Неудивительно, что даже очевидное трудолюбие служанки он расценивает как проявление «глупости»: «Вздумала мыть полы, глупая чухонка». Уязвленное самолюбие заставляет героя выискивать недостатки из всего, чего бы то ни было и обижать тех, кто слабее и беззащитнее. «Всегда некстати чистоплотная» – так отзывается о ней сам Поприщин, а читатель понимает, что служанка весьма добросовестно относится к своим обязанностям.

В своих записях Поприщин признается, что «глупая чухонка» «всплеснула руками и едва не умерла со страху», узнав, кто он на самом деле. Не нужно быть глупым человеком, чтобы испугаться психически нездорового в период обострения, а именно это и случилось с главным героем. Бедная женщина натерпелась всего. Квартирант изрезал свой парадный костюм в клочья, искренне веря, что соорудил себе королевскую мантию. Поприщин не случайно вел себя «инкогнито» с вышестоящими, а перед Маврой решил предстать во всей красе «королевского» величия. Подсознательно он понимал, чем могут для него окончиться такие шутки в департаменте, а безответная Мавра не сделает ничего. К слову, в дальнейшем рассудок настолько оставляет главного героя, что он перестает скрываться и объявляет себя Фердинандом VIII уже публично.

Таким образом, у читателя складывается впечатление о служанке Мавре как о трудолюбивой, покладистой, усердной, терпеливой, немногословной женщине. Она привыкла терпеть нападки Поприщина и молча делать свою работу. Никакой благодарности за свой труд она не ожидает, для нее уже достаточно и того, если он успокоится и будет вести себя смирно.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Поприщина в повести Гоголя «Записки сумасшедшего»
  • Образ директора департамента в повести Гоголя «Записки сумасшедшего»
  • Образ Софи в повести Гоголя «Записки сумасшедшего»
  • Образ Теплова в повести Гоголя «Записки сумасшедшего»