Образ Демона в поэме Лермонтова «Демон»


Демон – центральный персонаж поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон».

Герой не является человеком. В повествовании говорится о том, что он является «счастливым первенцем творенья», что раньше он был «чистым херувимом», однако из-за своей гордости и желания пойти против самого Бога он стал «печальным Демоном, духом изгнанья». Автор показывает, что сопротивление Богу превращает ангела в демона. Сам Демон называет себя «врагом небес» и «злом природы».

Когда Демона отвергли с небес, он век за веком стал властвовать «грешною» и «ничтожной» землей. Он быстро научил людей грешить, хулить все прекрасное и бесславить все благородное. Однако Демону не приносило никакого удовольствия сеять зло, оно наскучило ему, поскольку люди не принимали попытки сопротивляться ему, а именно в сопротивлении он находил удовольствие.

Герой вспоминает «лучшие дни» своей прежней жизни: когда он «верил и любил», «не знал ни злобы, ни сомненья». Желание вновь приблизиться к Добру появляется у Демона после того, как он влюбляется в Тамару. В повествовании говорится о том, что Демон, когда впервые увидел Тамару, почувствовал «неизъяснимое волненье», что в тот момент он что-то ощутил, опять «постигнул он святыню любви, добра и красоты». Любовь к Тамаре заставила Демона задуматься о «прежнем счастье».

Одним из вариантов трактовки гибели жениха Тамары становится ревность Демона, который хотел заполучить Тамару и не хотел делить ее с кем-то другим.


В повествовании показано, что Тамара долгое время пыталась противиться возникающему чувству к Демону, однако она не могла сопротивляться ему. Тамара называет Демона «духом лукавым», считает его искусителем. На это указывает и то, что Демон появляется перед Тамарой в виде существа «с глазами, полными печали, и чудной нежностью речей». Не перестает посещать Тамару Демон даже тогда, когда она уходит в монастырь. Несмотря на то что однажды он решает оставить «умысел жестокой», не желая «святыню мирного приюта нарушить», Демон все же отправляется к Тамаре в монастырь, где он ей признается в своих любовных чувствах.

Демон клянется перед Тамарой и дает ей различные обещания. Читатель верит, что Демон «входит, любить готовый, с душой, открытой для добра, и мыслит он, что жизни новой пришла желанная пора». Демон убежден, что Тамара поможет возвратить его «добру и небесам». Он надеется на «правый суд», на то, что Бог простит его, хоть и осудит.

Однако в начале повествования говорится о том, что Демон все окружающее «презирал иль ненавидел». Следовательно, Демону нечем было жертвовать, чтобы быть вместе с Тамарой. Ничем не жертвуя, Демон заставил Тамару пожертвовать собственной жизнью: поцелуй Демона убивает героиню.

После смерти Тамары Демон пытается завладеть ее душою, однако ангел уносит ее в рай. Демон вновь оказывается в полном одиночестве. М.Ю. Лермонтов подчеркивает, что гордый бунтарь Демон, противостоящий самому Богу, обречен на одиночество.

Демону не удалось возродиться. Если Тамара осознает, что совершила грех, что верность Богу необходима, за это Бог ее прощает, то Демон не получает прощения. Причиной как отречения от небес, так и непрощения становится гордыня Демона.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Тамары в поэме Лермонтова «Демон»
  • Образ Гудала в поэме Лермонтова «Демон»
  • Образ Синодала в поэме Лермонтова «Демон»
  • За что наказан Демон? (по поэме Лермонтова «Демон»)