Образ Дмитрия Нехлюдова в романе Толстого «Воскресение»


Дмитрий Иванович Нехлюдов – главный герой романа Л.Н. Толстого «Воскресение». Он живет богато, потому что унаследовал имения матери, тетушек. Землями Нехлюдова пользовались крестьяне, платили деньги, это и был источник дохода героя.

С Дмитрием Ивановичем читатель знакомится, когда тот, будучи ещё студентом, приезжает погостить к тетушкам и там встречает Катюшу Маслову. Юноша не может устоять перед симпатичной воспитанницей своих теток, через некоторое время соблазняет её и уезжает, сунув девушке сто рублей. Позже Дмитрий Иванович узнает, что Катюша родила от него сына, но младенец вскоре умер.

Таким образом, первое впечатление читателя о Дмитрии негативное, но потом оказывается, что характер этого героя более сложный.

Характер Дмитрия Нехлюдова не статический. Его взгляды, поведение меняются на протяжении всего произведения под влиянием обстоятельств. Первая встреча Дмитрия с Катюшей произошла ещё тогда, когда герой был невинным юношей. Тогда он приехал к тетушкам на лето, чтобы дописать сочинение о земельной собственности. Нехлюдов тогда учился на третьем курсе университета.

Дмитрию нравилась простота, которая царила в доме у тетушек. В юном возрасте герой был мечтателем. Он мог до рассвета ходить «по саду с своими мечтами и мыслями». В то время «он мечтал о женщине только, как о жене». Катюшу Дмитрий сначала не замечал, но как то во время игры в горелки оказался близко к девушке и его охватило новое для него чувство.


Нехлюдов некоторое время был на службе. Суровые будни изменили его. Невинный юноша стал мужчиной. Он снова гостил у теток, но на Катюшу смотрел теперь по-новому. Как-то животные инстинкты победили его. Он овладел девушкой и уехал.

Он забыл о Катюше, на некоторое время увлекся замужней женщиной. Поддерживал связь с княгиней Корчагиной. Стоит отметить, что Нехлюдов был честным человеком. Он не позволял себе жениться на Корчагиной из-за другой любовной связи.

Князь привык жить богато, оборачиваться в знатных кругах, но все изменила встреча с Катюшей. Чувства к ней ожили, кроме того, начали заедать совесть, чувство вины. Дмитрий решил помочь Масловой. Он был готов жениться на каторжной, хоть это решение далось ему и не очень легко. Постепенно раскрываются позитивные черты Нехлюдова.

Судебное заседание по делу Катюши, походы в острог и к чиновникам заставили Дмитрия посмотреть на общество по другому. Ему стали противны высшие круги, ведь всё в них строилось на лжи, алчности, лицемерии. Дмитрий видел, как осуждали невинных людей. Он начал помогать заключенным. Общение с политическими заключенными перевернуло его мировоззрение.

Отдельного внимания стоят взгляды Нехлюдова на землевладения. Он «исповедовал» учения Генри Джоржа, поэтому был уверен, что земля – это общая собственность, поэтому помещик не должны считать её своей. Перед отъездом в Сибирь Нехлюдов отдал землю крестьянам в своих имениях. Кроме того, он отказался от шикарного жилища, он понял, что ему достаточно и скромной комнатки.

Сюжетная линия князя Нехлюдова из романа Л.Н. Толстого «Воскресение» остается незавершенной. На Катюше он так и не женился. В последней главе узнаем, что Дмитрий Иванович находит ответы на свои вопросы о жизни, об обществе в Евангелии.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Катюши Масловой в романе Толстого «Воскресение»
  • Образ Веры Богодуховской в романе Толстого «Воскресение»
  • Образ Марьи Щетининой в романе Толстого «Воскресение»
  • Образ Набатова в романе Толстого «Воскресение»