Образ Дома в повести Распутина «Прощание с Матёрой»


Родной дом для человека – самый уютный уголок земли, с которым связаны радостные и печальные воспоминания. Тема отчего дома занимает почетное место в мировой литературе. Раскрывается она и в повести В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой». Образ дома в этом произведении можно рассматривать в узком и широком смысле. В узком – изба определенного героя, в широком – весь остров.

Остров Матёра – дом не только для его коренных жителей, но и для приезжих, таких как Сима и Богодул. На Матёре все родное, свое, а природа, кажется, переливает в жилы силу, такую необходимую для жизни. Но этому большому дому вскоре грозит уничтожение. Вниз по реке Ангара начали строить ГЭС, из-за чего земли Матёры окажутся под водой. Так свой дом потеряют не только люди, но и звери, птицы, растения, наконец, Хозяин острова.

Все же более привычным для нас значением слова «дом» является «постройка, в которой живут люди». В произведении есть несколько наиболее ярких образов домов. Избы на Матере построены в разное время. Некоторым по 200 с лишком лет, другим же всего несколько десятков. От старых домов веет стариной, особым духом.

Самым заметным, по моему мнению, является жилище Дарьи Пинигиной. Оно дорого не только для хозяйки, но и для других материнцев. В этой избе на разговоры собираются старухи со всей деревни. Они любят распивать чай из большого самовара. Это не просто емкость для приготовления чая, но и исконный символ родины. Не зря самовар – самая дорогая вещь для Дарьи. Автор же не раз обращает на него внимание, даже подает детальное описание: «самовар - большой, купеческий, старой работы, красно отливающий чистой медью, с затейливым решетчатым низом, в котором взблескивали угли, на красиво изогнутых осадистых ножках».


Как-то во время посиделок одна из старух замечает, что в городской квартире самовар не поставишь. Так он становится символом старины, деревенской самобытности. Самовар хранит память про уютные вечера за чашкой чая, он – негласный хозяин дома.

Богодул – человек, который не имеет своего дома. Зимой он живет у старух, а летом перебирается в заброшенный барак. Язык не поворачивается, назвать барак домом, так как нет в нем такого уюта и тепла, как в избе Дарьи Пинигиной.

Еще один интересный образ дома – изба Катерины и Петрухи. Она кажется мрачной и унылой, так как нет в ней хозяина. Петруха непутевый, а Катерине самой тяжело справляться с хозяйством. Петруха, как перекати-поле, поэтому и дом свой не чтит. За деньги он без сожаления сжигает свою избу, а потом нанимается жечь и другие.

Дома в произведении «Прощание с Матерой» В.Г. Распутина показаны как существа, которые имеют душу. Чувствовать ее умеет Хозяин острова. Он каждый день обходил деревню, прижимался к избам и прислушивался к ним. Он знал, какая из них «погибнет» в безжалостном пламени. Например, перед тем, как Петруха Зотов сжег свой дом, хозяин прислонился к нему и услышал: «Ток-ток-ток, - стонала изба, - ток... ток... ток...».

Образ дома в повести нужно рассматривать в нескольких смыслах, но в любом из них это место, которое является пристанищем человека, хранителем его прошлого и надеждой на будущее.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Матеры острова в повести Распутина «Прощание с Матёрой»
  • Образ Симы в повести Распутина «Прощание с Матёрой»
  • Образ Лиственя в повести Распутина «Прощание с Матёрой»
  • Женские образы в повести Распутина «Прощание с Матёрой»