Образ Елизаветы Петровны в повести Мурашовой «Класс коррекции»


Елизавета Петровна – героиня повести Е.В. Мурашовой «Класс коррекции». Это завуч гимназии, в которой происходит деление на классы: «А» и «Б» – дети богатых и влиятельных людей, «В» и «Г» – дети «средних» по статусу родителей, «Д» – класс с криминальными детьми, «Е» – коррекционный класс с детьми с ограниченными возможностями.

Раскрывая образ Елизаветы Петровны через оценку рассказчика, автор повести акцентирует внимание читателей на следующих деталях: «квадратно возвышалась», «улыбка походила на прямоугольник, в котором длина раза в четыре превосходит ширину», «прямоугольник улыбки зазмеился», «прямоугольник рта превратился в овал». Эти описания иронично и негативно характеризуют образ Елизаветы Петровны. С этой же целью используется и следующая деталь: в один момент Елизавета Петровна стала схожей с лягушкой, которая страдает от вздутия живота.

Героиня гордится тем, что гимназическим классам дается все самое лучшее, что гимназия, в которой она трудится, имеет высокий статус и престиж.

Завуч вступает с молодым преподавателем Сергеем Анатольевичем в своеобразный конфликт, касающийся педагогических взглядов. Елизавета Петровна пытается доказать, что «ешки» и «дэшки» за пределами школы ведут себя антиобщественно, поэтому их не отправляют на экскурсии. По размышлениям Елизаветы Петровны, если отправить коррекционные классы на экскурсии – значит, подорвать авторитет гимназии, который нарабатывался годами. Эта позиция показывает, что Елизавете Петровне важнее статус учебного заведения и его авторитет, чем образование тех, кому и так не повезло в жизни.


Е.В. Мурашова демонстрирует, что завучу по внеклассной работе совершенно не важно, как развиваются дети коррекционных классов. Самое удивительное заключается в том, что героиня является завучем по внеклассной работе, но заявляет, что «во внешкольное время школа никому и ничего не должна».

Сначала Елизавета Петровна пытается убедить молодого учителя в том, что он не прав в своих суждениях. Завуч отмечает, что тоже раньше была неравнодушной к детским проблемам, что раньше полагалась на принцип «Все зависит от меня». Она уверена, что в географе говорит юношеский максимализм. Завуч хочет доказать Сергею Анатольевичу, что для детей «Е» и «Д» классов уже ничего нельзя сделать. На предложение географа поместить детей с ограниченными возможностями в обычные классы завуч гимназии, «презрительно фыркнув», ответила, что спонсоры гимназии не для того платят огромные деньги, чтобы с их детьми занятия посещали такие «ешки» и «дэшки». Елизавета Петровна, по ее признаниям, «уже тысячу раз предлагала расформировать» эти классы, но директор не соглашался. Завуч сокрушается, почему занимающая первые места гимназия должна заниматься воспитанием и образованием «психически больных детей».

Когда Стефания из 7 «Е»-класса оказывается похищенной, Елизавета Петровна не верит Сергею Анатольевичу и просит, чтобы он прекратил свое «народничество». Героиня защищает Артема Кондратьева, который причастен к похищению Стеши, потому что его отец является главным спонсором гимназии. Спонсорство для завуча важнее детской жизни.

Справедливо указав на то, что Елизавета Петровна «гораздо более социально опасна, чем все классы «Е» в целом», учитель-«прогрессист» оказывается уволенным. А после ситуации со Стешей «Е»-класс был расформирован, как и обещала Елизавета Петровна.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Клавдии Николаевны в повести Мурашовой «Класс коррекции»
  • Образ Сергея Анатольевича в повести Мурашовой «Класс коррекции»
  • Образ Юры Малькова в повести Мурашовой «Класс коррекции»
  • Образ Ваньки Горохова в повести Мурашовой «Класс коррекции»