Образ Эльзевиры Ренесанс в пьесе Маяковского «Клоп»


Творчество Маяковского многогранно, есть у него и сатирические произведения. Сначала это были плакаты и агитки, фельетоны и памфлеты, позже писатель перешел к более крупным жанрам: киносценариям и пьесам.

Так в 1928 году появилась его знаменитая комедия «Клоп». Сюжет достаточно прост: главного героя из рабочих поглощает мещанство, он женится на нэпманской дочери, на свадьбе случается пожар, в живых остается только жених, которого в замороженном состоянии находят через пятьдесят лет, размораживают, но в обществе будущего его принимают за «человекоподобного симулянта».

Второстепенные персонажи отражают внутреннее состояние героя, его перерождение из рабочего в мещанина. Невеста Скрипкина Эльзевира Ренессанс - маникюрша и кассирша в салоне своей матери. О ее внешности мы можем судить по словам Баяна, который говорит, что она красивая и очаровательная. Героиня появляется только в первых картинах: на свадьбе в качестве невесты и после пожара в качестве трупа «с проволочным венчиком на затылочных костях». Она вступает в брак не по любви, а по расчету. С красивой прической, маникюром, в легком газовом платье героиня выглядит изящно и привлекательно, чем покорила сердце Скрипкина и заставила его забыть бывшую подругу Зою Березкину. Своего жениха она называет ласково Скрипочка.

О характере героини можно судить по репликам и авторским ремаркам. Девушка торопится начать свадебную церемонию, но жених выражает желание «жениться организованно». Она не перечит ему, как и положено послушной жене, Эльзевира играет эту роль безукоризненно. После криков «Горько!» невеста повисает на Пьере, в то время как тот целует ее «с чувством классового достоинства».


Брак Эльзевиры и Пьера Боян цветисто описывает как сочетание «великого труда с поверженным, но очаровательным капиталом». Эта фраза также довольно символична: она указывает на то, что и жених, по-видимому, не любит невесту, он берёт в жёны капитал.

Речь Эльзевиры отражает ее внутренний мир, Маяковский широко использует этот драматический прием. В репликах Эльвиры можно отметить большое количество междометий «ах» и французских слов, создающих видимость принадлежности к высшему свету. Таким образом, достигается комический эффект, когда простая маникюрша пытается вести себя как светская дама. Эльзевира старается выглядеть не только модно и красиво, но и утонченно. Невеста и жених подходят друг другу: они оба играют роли, стараются казаться не теми, кем являются на самом деле.

Имя героини, как и во многих сатирических произведениях, несёт на себе дополнительную нагрузку. Вычурное «Эльзевира» является символом мещанства, а фамилия Ренессанс дает понять, что явление изживает себя. Довершает эту мысль пожар на свадьбе, когда все участники, кроме Присыпкина, погибают. Вместе с ними уходит из жизни мещанство. Итог подводят пожарные, давая характеристики обгоревшим трупам. «Бывшая женщина с проволочным венчиком» и есть Эльзевира Ренесанс.

В пьесах Маяковской использовал прием социальной типизации. Все герои, присутствующие на свадьбе, составляют окружение Присыпкина и работают на раскрытие его образа, в том числе и Эльзевира. Жених и невеста создают союз, основанный на голом расчете. Бедный внутренний мир, мелочные интересы, приспособленчество являются основными качествами Эльзевиры. Жизнь, наполненная развлечениями и вещизмом, – это то, что привлекает в невесте Присыпкина. Именно такое существование он считает той хорошей жизнью, за которую боролся, когда еще был пролетарием.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Ивана Присыпкина в пьесе Маяковского «Клоп»
  • Образ Зои Берёзкиной в пьесе Маяковского «Клоп»
  • Образ Олега Баяна в пьесе Маяковского «Клоп»
  • Анализ пьесы Маяковского «Клоп»