Образ Гены в повести Шукшина «Живёт такой парень»


В повести Василия Шукшина «Живёт такой парень» среди множества ярких образов особое место занимает инженер Геннадий (или просто Гена) — жених Насти Платоновой. Именно к нему Пашка Колокольников испытывает завистливую ревность и сопернический интерес. На первый взгляд, Гена может показаться лишь «дополнительным персонажем», который мешает Пашке завоевать Настю. Однако в ходе сюжета становится ясно, что Гена — не менее важная фигура, влияющая на развитие событий и самих героев, поскольку демонстрирует иной тип характера: спокойный, интеллигентный, но способный на внутреннюю твёрдость.

Во-первых, Шукшин подчёркивает, что Гена — человек «из Москвы». Когда Пашка пытается в библиотеке пустить пыль в глаза и заявить, что «он тоже из Москвы», Настя тут же уточняет: «Гена, он тоже из Москвы, — объявила Настя». Этой короткой фразой автор сразу задаёт невидимую линию соперничества: Гена — истинный москвич, инженер, а Пашка лишь выдаёт себя за «столичного». В разговоре Гена проявляет интерес к «новостям столицы», тогда как Пашка вынужден увиливать, шутить и переводить тему, потому что на деле в Москве ни разу не был.

Во-вторых, характер Гены лучше всего раскрывается в комичной сцене с шашками, когда Пашка, вызвав его на партию, начинает играть быстро и ловко. Настя, желая помочь жениху, даёт ему советы по ходу партии. Однако Гена тут же взрывается: «Не могу так! — воскликнул инженер. — Я сам только что хотел этой шашкой пойти, а теперь принципиально не пойду».

Он раздражается, когда ему подсказывают, предпочитая проиграть «честно», чем пользоваться подсказками. Эта деталь показывает, что Гена дорожит своими решениями и не любит вмешательства. Он не столько «обидчив», сколько принципиален: ему нужна самостоятельность даже в игре, пусть это и делает его уязвимым для насмешек Пашки.


Далее заметно, что Гена искренне любит Настю и боится её потерять. Когда Пашка пытается флиртовать с Настей, инженер, несмотря на внешнее спокойствие, внутренне напрягается. «Я не понимаю, слушай…» — говорит он Пашке после очередного выпада, и в этих его словах слышатся и растерянность, и готовность постоять за свои чувства. Он не мастер остроумных реплик, поэтому иногда кажется, что Пашка «переспорит» его или «обыграет». Тем не менее Гена не сдается: он умеет защищать свою позицию, пусть и несколько бесхитростно.

Хорошо видна его «интеллигентность», когда он разговаривает с Пашкой насчёт Насти: Гена не использует грубых слов, пытается выяснить, в чём дело, почему Пашка вмешивается. Позже, когда Настя и Пашка ссорятся, Гена скорее переживает за любимую, чем за себя: он чувствует, что Настя сама разберётся, с кем ей быть, и в итоге оказывается прав. Так Шукшин показывает внутренний такт инженера, который не хочет «делить» девушку на «мою» или «твою» и устраивать публичные скандалы, хотя ему нелегко сдерживать эмоции.

Символической становится ночь, в которую Пашка фактически «привозит» Настю к Гене, решив таким образом помирить их. Понимая, что у девушки уже есть постоянный выбор, Пашка неожиданно «сдаётся» и даже порывается создать молодым «сюрприз» — нечто вроде примирения. В этой сцене Гена вначале ошеломлён: «Где сидит? — спрашивает он, услышав о Насте. — В машине?»

От неожиданности он не сразу понимает, что Пашка действует «во благо». Но когда узнаёт правду, тут же торопится к Насте, и в кабине Пашкиной машины они мирятся. Это финальный штрих, свидетельствующий: Гена не злится на своего «соперника», ему важно лишь вернуть душевное равновесие девушки, которую он действительно любит.

Таким образом, Гена, как и Пашка, оказывается человеком с вполне определёнными ценностями и принципами, которые просто и прозрачно выражаются: он не даёт менять свои решения, не терпит подглядок в игре, не соглашается на недомолвки в любви. Шукшин, хоть и не делает Гену центральным героем, подчёркивает его роль: это тот «инженер» из столицы, который, казалось бы, никак не вписывается в деревенский мир, но при ближайшем рассмотрении оказывается стоящим на твёрдой нравственной основе. Из-за этого именно Гена заставляет Пашку не только ревновать, но и учиться уважать выбор другого человека.

В финале повести ясно, что Настя уедет с Геной, а Пашка останется с только что обретённым опытом, осознав: не всё можно взять штурмом, некоторым людям просто не нужно доказывать свою «крутость». Гена в этом конфликте, хоть и выглядит внешне «простоватым», на деле показывает, что за тихими манерами скрывается крепкое чувство и готовность отстаивать свою любовь.



Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Пашки Колокольникова в повести Шукшина «Живёт такой парень»
  • Образ Насти в повести Шукшина «Живёт такой парень»
  • Образ Кондрата Степановича в повести Шукшина «Живёт такой парень»
  • Образ Кати Лизуновой в повести Шукшина «Живёт такой парень»