Образ Глаши в пьесе Островского «Гроза»


Александр Николаевич Островский – видный русский деятель второй половины 19 века. Его перу принадлежат любимые всеми пьесы «Бесприданница», «Гроза», «Не в свои сани не садись». Автор ярко и подробно вырисовывает образы героев, главных и второстепенных. Так в пьесе «Гроза» перед нашим взором проходят деспотичная Кабаниха, злой крикун Дикой, безвольный Борис, веселушка Варвара.

Уделяет внимание Островский и слугам. Сегодня мы посмотрим, как автор рисует образ Глаши, дворовой девки в семье Кабановых.

Первый раз мы встречаемся с героиней во время ее разговора с Феклушей. Глаша занимается сборами хозяина перед отъездом и ведет неспешную беседу. Реплики ее односложны. Девушка любит больше слушать, чем говорить. Глаша увлеченно внимает повествованию о разных странах, где все совсем не так, как здесь, в Калинове. Дворовая девушка нигде не бывала, поэтому все рассказы Феклуши принимает за чистую монету.

Следующая сцена, в которой мы наблюдаем за служанкой, - диалог с Борисом. Племянник ищет дядю и интересуется у Глаши, здесь ли он. Узнав, что он сидит у Кабановых, Борис успокаивается и надеется, что Дикой пробудет в гостях как можно дольше, дома без него гораздо спокойнее. Глаша быстро находится, что на это ответить: девушка считает, что если бы Дикой был мужем Марфы Игнатьевны, та быстро бы его приструнила. Такое поведение является отличной характеристикой девушке: она, как и все дворовые люди, не лезет за словом в карман, легко общается с господами. Глаша имеет и здоровую критику. Заболтавшись с Борисом, она вспоминает, что у нее есть еще дела, и тут же с легкостью называет себя дурочкой.


Глаша появляется и в пятом действии пьесы. Именно она приносит Тихону весть о том, что Катерина пропала. Девушка начинает разговор издалека. Сначала она просто вскользь отмечает, что дома нездорово. Глаша не знает, как сказать, ведь она чувствует вину ,что не уследила за барыней. Реплики девушки заканчиваются многоточием. Глаша пытается подобрать слова. Она растеряна, и нет прежней бойкости. Когда же Тихон бросается на нее с расспросами, тут же становится прежней и начинает защищаться. Речь девушки просторечная, пестрит такими фразами, как «на всякий час не остережешься».

Для чего же Островский вводит на страницы своих пьес так много действующих лиц, половина из которых являются второстепенными. Автору необходимо создать правдивые и яркие характеры. Образ дворовой девки Глаши обрисован им как можно более реалистично.

Живая и бойкая девушка, которая легко найдет, что ответить, будь то Феклуша или же сама Кабаниха, знает свои дела и обязанности. Она помогает по дому, но и всегда прекрасно осведомлена, никакие домашние дела и пересуды не пройдут мимо нее. Всему Глаша сможет дать оценку, обо всем имеет свое мнение.

Островский, создавая свои пьесы, придавал значение деталям, и, соответственно, всем характерам, которым отведено место в его колоритных произведениях. Пусть даже самый незначительный персонаж становился объектом пристального внимания.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Кудряша в пьесе Островского «Гроза»
  • Образ Бориса в пьесе Островского «Гроза»
  • Сравнительная характеристика Кулигина и Бориса (по пьесе Островского «Гроза»)
  • Виновен ли Борис в гибели Катерины? (по пьесе Островского «Гроза»)