Образ Гофмана в повести Гоголя «Невский проспект»


Гофман – один из второстепенных персонажей гоголевской повести «Невский проспект». Это друг немца Шиллера, за женой которого начал ухаживать один из центральных персонажей Пирогов. По виду деятельности Гофман был сапожником.

Образ Гофмана важен для раскрытия образа Шиллера. Неслучайно знакомство с данными персонажами происходит одновременно. В повести упоминается, что Гофман – «большой приятель Шиллера». Без Шиллера Гофман в повествовании не появляется.

Н.В. Гоголь использует сатирический прием, когда называет своих героев-мастеров именами известных немецких литераторов. Причем автор не только дает своим героям имена великих людей, но и сравнивает их в самом повествовании. Касательно Гофмана в тексте повести говорится следующее: «не писатель Гофман, но довольно хороший сапожник».

Давая Шиллеру и Гофману схожие профессии, показывая нежелание Шиллера работать и его желание постоянно выпивать, Н.В. Гоголь хочет показать читателям, что Гофман по своему образу жизни похож на Шиллера. На это и указывает характеристика Шиллера, про него в тексте говорится, что он «пил всегда вдохновенно», чаще всего именно с Гофманом.


В повествовании не говорится о том, чтобы Гофман трудился и делал заказы, но говорится о том, что он находится в пьяном состоянии. Когда читатель только знакомится с Шиллером и Гофманом, они очень пьяны. Гофман настолько пьян, что, если бы не появление в квартире Пирогова, он бы отрезал Шиллеру нос, как тот и просил. Состояние алкогольного опьянения не позволяет адекватно реагировать на окружающую действительность: «без всякого сомнения, Гофман отрезал бы ни за что ни про что Шиллеру нос, потому что он уже привел нож свой в такое положение, как бы хотел кроить подошву».

В повествовании Гофман как действующее лицо появляется дважды: в момент первой встречи Шиллера и Пирогова, который связывает образ жены Шиллера, и в момент последней встречи Шиллера и Пирогова. Стоит отметить, что в обоих случаях Гофман находится в нетрезвом состоянии. Когда в дом Шиллера, где в тот момент находились Пирогов и жена немца, заходят сам Шиллер, Гофман и Кунц, они «были пьяны как сапожники».

В этот момент героям дается и другая характеристика: «достойные ремесленники». Здесь наблюдается ирония, которая помогает выразить мысль о том, что Шиллер, Гофман и Кунц – мастера, которые не хотят работать, а хотят постоянно веселиться и выпивать.

Можно сказать, что образ Гофмана вспомогательный, он не несет самостоятельного значения, так как помогает раскрыть образ Шиллера. В повествовании показано, что Шиллер постоянно обращается к Гофману и ищет от него поддержку и помощь, Гофман в свою очередь всегда отвечает Шиллеру утвердительно. Когда Шиллер говорит Гофману ловить Пирогова, Гофман выполняет это. Друг Шиллера становится одним из участником избиения Пирогова, который посмел флиртовать с женой Шиллера. В повествовании отмечается, что «эти три ремесленника» «поступили с ним грубо и невежливо».




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Пискарева в повести Гоголя «Невский проспект»
  • Образ Пирогова в повести Гоголя «Невский проспект»
  • Образ Петербурга в повести Гоголя «Невский проспект»
  • Образ Шиллера в повести Гоголя «Невский проспект»