Образ города в рассказе Чехова «Ионыч»


Город в произведениях А.П. Чехова неоднократно становился объектом исследований литературоведов. Особый интерес вызывал город в рассказах, написанных Антоном Павловичем после 80-х. ведь он служит не только фоном событий, но и выступает как отдельный образ.

В рассказе «Ионыч» образ города появляется «уже в первых строках. Автор не дает ему названия, ограничиваясь сокращением «С.». Такой прием позволяет намекнуть, что перед читателем сборный образ провинциального населенного пункта. Антон Павлович Чехов показывает как внутреннее восприятие города, так и внешнее: «приезжие жаловались на скуку и однообразие жизни, то местные жители, как бы оправдываясь, говорили, что, напротив, в С. очень хорошо…».

Первое впечатление от С. двойственное, ведь не знаешь, кому верить – приезжим или местным. Авторская же ирония подсказывает, что городишко действительно не отличался яркостью. Местным же, которые видимо, редко бывали за пределами своего города, он казался довольно недурным. Они довольствуются малым: библиотекой, театром, клубом и балами. Главной же «достопримечательностью» считаются «умные, интересные и приятные семьи».

Таким образом, автор плавно перемещает смысловую нагрузку на жителей города, которые лучше всякого внешнего антуража характеризуют его. А.П. Чехов знакомит с семьей Туркиных. Они жили на главной улице и были известны каждому, кто хоть раз побывал в С.. Туркины любили устраивать пышные приемы, на которых каждый член семьи мог показать свои таланты.


Дмитрий Старцев, который недавно приехал в город, – гость, способный оценить прием и его хозяев объективно, в отличие от местных гостей. Его несколько разочаровали таланты Туркиных, ведь рассказы горожан обещали большее. Автор с иронией говорит о том, что видит земский врач, и мы понимаем, что С. – действительно скучный и серый, раз его жители так ценят подобные «развлечения».

В нескольких главах городские пейзажи практически не фигурируют, ограничиваясь пивнушками, которые посещает Дмитрий Старцев и усадьбой Туркиных. Небогатые экстерьеры намекают на то, что показать в городе особо нечего. Во второй части читатель имеет возможность «увидеть» городское кладбище. Сюда Дмитрия Ионыча пригласила Екатерина Ивановна. Этот локус больше служит для раскрытия образа врача, но можно толковать его и более широко. Тихое кладбище, в котором нет жизни – символ души таких горожан, как Туркины.

Но даже кладбище таит в себе предмет гордости жителей С. – памятник Деметти певице итальянской оперы, которая когда-то была проездом в городе. Ключевое слово «проездом», то есть к истории города она практически не имела отношения, но ведь какая это «честь» принимать таких гостей. Так почему бы не поставить памятник иностранке, чтобы потом рассказывать приезжим и потомкам легенды о нем? Эта деталь достаточно красноречивая.

Образ губернского города С. создается не из панорамных пейзажей, а из лаконичных описаний и художественных деталей. К главным же выводам подталкивают образы «самых достойных жителей» С.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ (по главам) рассказа Чехова «Ионыч»
  • Образ Дмитрия Старцева в рассказе Чехова «Ионыч»
  • Образ Туркина в рассказе Чехова «Ионыч»
  • Образ Екатерины Ивановны в рассказе Чехова «Ионыч»