Образ гражданина в сборнике рассказов Довлатова «Чемодан»


В сборнике рассказов С.Д. Довлатова «Чемодан» раскрывается важный собирательный образ – образ гражданина.

На протяжении всего повествования С.Д. Довлатов подчеркивает абсурдность советской действительности. Многие жители СССР только формально являются гражданами. На самом деле они не могут воспользоваться законным правом гражданина: получить защиту от государства. С.Д. Довлатов не акцентирует на этом особого внимания, но показывает, что многие люди оказывались притесненными государством. Права не защищались в полном объеме. Тогда гражданам СССР приходилось идти по одному из двух путей: подчиниться системе и приспособиться к ней; продолжать бороться за собственные свободы и права, подвергая себя опасности.

Наиболее ярко данная проблема реализуется в рассказе «Поплиновая рубашка» на примере истории братьев Данчиковских. В рассказе говорится о том, что младший брат Леонид продолжал называть себя евреем, а старший брат Савелий «из еврея стал обрусевшим поляком». Старший брат закончил институт марксизма-ленинизма и стал «ленинианцем». Младшего же брата арестовали, и он встретил свою смерть. Из этого следует, что один из братьев выбрал путь подчинения системе, а другой – путь борьбы за собственные права и свободы. Такие разные судьбы двух братьев показывают, что только приспособленцы могли жить в СССР спокойно, люди, защищавшие свои права и свободы, подвергались различным притеснениям.


Так как главный герой Сергей Довлатов является частью интеллигентства, особое внимание в сборнике уделяется проблеме творческой свободы. С.Д. Довлатов показывает, что люди несвободны в творческом плане из-за действия цензуры, которая не позволяла затрагивать современные общественные проблемы. Писатель демонстрирует также такое явление, как приспособленчество, когда люди подчинялись системе и не публиковали то, что было негласно запрещено властью.

Главный герой Сергей Довлатов признается в том, что он, работая в редакции газеты, занимался литературой. Но результат его деятельности в те времена был таков: «Но мои рукописи были отклонены самыми прогрессивными журналами». И причина заключается в царствовании цензуры: «Благодаря цензуре, мое ученичество затянулось на семнадцать лет». Читатель может предположить, что может чувствовать человек, который целых семнадцать лет не может опубликовать свои работы лишь из-за того, что они противоречили советской действительности.

С.Д. Довлатов, делая своими героями людей совершенно разных слоев, показывал, что между ними есть много общего: все они находятся под контролем тоталитарного менталитета, все они зависимы от негласных правил советской действительности.

Противопоставление нормы жизни и абсурдности жизни также происходит благодаря такой оппозиции, как гражданин СССР и эмигрант. Именно те люди, свободы которых притеснялись, начали эмигрировать. В сборнике продемонстрировано, что многим людям приходилось уезжать из страны, приходилось терять свое гражданство, так как они не могли мириться с абсурдной советской действительностью.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ автора в сборнике рассказов Довлатова «Чемодан»
  • Довлатов как культурный герой (по сборнику рассказов «Чемодан»)
  • Русская интеллигенция в сборнике рассказов Довлатова «Чемодан»
  • Эпоха застоя в сборнике рассказов Довлатова «Чемодан»