Образ грузинки в поэме Лермонтова «Мцыри»


Грузинка – второстепенная героиня написанной М.Ю. Лермонтовым поэмы «Мцыри». Данный образ раскрывается в 12, 13, 14 главах. Так как повествование в данных главах ведется от лица самого центрального персонажа Мцыри, то образ грузинки раскрывается через его восприятие. Образ грузинки описан в соответствии с принципами романтического направления.

Когда Мцыри выбрался из монастыря, который он считал тюрьмой, на свободу, где получил единение с природой, он услышал шаги девушки-грузинки. В повествовании подчеркивается, что Мцыри, услышав этот «голос», сразу же был объят «невольным трепетом». Шум шагов грузинки вызвал у Мцыри как боязнь («боязливый взгляд»), так и интерес («жадно вслушиваться стал»).

Мцыри в своей исповеди дает грузинке следующие характеристики: «молодая», «беден был ее наряд», «длинная чадра» (традиционный женский наряд), «зной дышал от уст ее и щек», «стройна». Мцыри сравнивает героиню со стройным тополем – «царем полей».

Образ грузинки вызвал у Мцыри только положительные эмоции. Он отмечал ее «безыскусственно живой» голос, который будто «лишь звуки дружеских имен // произносить был приучен». Грузинка пела «простую песню». Мцыри признается, что песня грузинки запомнилась ему, и по ночам ему «незримый дух ее поет». Мцыри называет голос грузинки «сладко вольным». Для центрального персонажа грузинка становится своеобразным символом свободы, которую он так ценил и которой он был долгое время лишен.


Грузинка занималась своими делами, даже не замечая Мцыри: с кувшином над головой она легко спускалась к берегу, скользя между камней и смеясь над собственной неловкостью. М.Ю. Лермонтов показывает, что грузинка не боится работать, труд не вызывает у нее никакого отвращения.

Мцыри признается, что покрытые золотой тенью лицо и грудь грузинки, а также мрак очень, который был «полон тайнами любви», привели его к настоящему смущению. В повествовании отмечается, что Мцыри, смотря на грузинку, на некоторое время будто потерял связь с реальностью. Когда же Мцыри очнулся, грузинка была уже далеко. Он увидел, что она живет в довольно бедной сакле, над которой струился «голубой дымок».

Мцыри с особой четкостью помнит звук кувшина, в который медленно набиралась вода. Когда Мцыри лег спать, то ему приснилась молодая грузинка. И этот сон вновь родил в душе Мцыри «странную, сладкую тоску». В своей исповеди Мцыри признается, что воспоминания о грузинке он сохранил до самой своей смерти, которая, как он чувствует, уже приближается.

Образ грузинки важен для раскрытия центрального персонажа Мцыри. Во-первых, М.Ю. Лермонтов демонстрирует способность и готовность Мцыри к любовным чувствам. Во-вторых, Мцыри, наблюдая за грузинкой, завидует белой завистью ее свободе, у него возникает тоска от того, что он не может жить также вольно, как она.

Несмотря на то что образ грузинки можно считать эпизодическим, героиня оказала большое влияние на главного героя, возбудив в нем противоречивые эмоции.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ монаха в поэме Лермонтова «Мцыри»
  • Образ барса в поэме Лермонтова «Мцыри»
  • Смысл названия поэмы Лермонтова «Мцыри»
  • История создания поэмы Лермонтова «Мцыри»