Образ Гудала в поэме Лермонтова «Демон»


Гудал – второстепенный персонаж поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон».

Гудал является отцом Тамары, главной героини лермонтовской поэмы. Отмечается, что Тамара была единственной наследницей Гудала. Герой был уже пожилым человеком, что подчеркивается с помощью характеристики «седой», «локоны седые».

В повествовании отмечается, что Гудал на берегах реки Арагвы построил «высокий дом, широкий двор», которые стоили «трудов и слез» «рабов послушных». Отмечается также, что дом был «мрачным».

Мрачным дом не был в один день. В честь свадьбы Тамары и князя Синодала Гудал организовал «брачный пир», на котором «звучит зурна, и льются вины». В доме Гудала собралась вся семья, на пир спешил и жених Тамары.

В ходе повествования читатель понимает, что Тамара жила в достатке, так как Гудал обеспечивал свою семью хорошо. Тамара жила, «не зная горя».

То, что на брачном пире соблюдаются все традиционные свадебные обряды, говорит о том, что Гудал ценит традиции своего народа.


Демон обращает свое внимание на владения Гудала и на тот пир, который тот организовал. Он влюбляется в Тамару.

Когда собравшиеся на брачном пире увидели, что конь князя Синодала носит на себе его труп, в семье Гудала, как отмечается в повествовании, были «плачи и стоны».

Строка «На беззаботную семью // Как гром слетела божья кара!» демонстрирует, что Гудал посчитал гибель жениха своей дочери Тамары «божьей карой».

Сначала Гудал бранится на Тамару за то, что она отказывает всем женихам, которые приезжают к ней свататься. Но вскоре Гудал соглашается сжалиться над своей дочерью, разрешая ей отправиться в монастырь. Автор показывает, что Гудал, разрешая Тамаре уйти в монастырь, фактически не может не осознавать, что у него не останется наследников. То, что Гудал соглашается с желанием Тамары, которая еще не успела стать вдовой, поскольку свадьба с князем Синодала так и не состоялась, уйти в монастырь, говорит об отцовской любви к дочери. Несмотря на народные традиции, Гудал в первую очередь обращает внимание на желание своей дочери, которая думала, что лучшим решением в ее ситуации отправиться в монастырь.

Вскоре Гудалу приходиться хоронить Тамару, которая умерла в результате поцелуя с Демоном. Гудал вместе с родными и соседями целых трое суток ехал, чтобы похоронить Тамару. В повествовании отмечается, что «один из праотцев Гудала», раскаявшись и решивши искупить свои грехи перед смертью, построил церковь, где и хотели похоронить Тамару, которую одели в ее лучшие одежды.

Автор показывает, что решение Гудала похоронить Тамару в семейном храме было правильным, так как спустя время от дома семейства Гудала уже ничего не осталось, а семейная церковь стояла на месте.

Финальные строки «И не напомнит ничего // О славном имени Гудала» подчеркивает важную мысль о быстротечности человеческой жизни. Здесь также подчеркивается мысль о том, что природа, по сравнению с жизнью человека, вечна. Оба эти явления, как показывает М.Ю. Лермонтов, являются законами жизни.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Демона в поэме Лермонтова «Демон»
  • Образ Тамары в поэме Лермонтова «Демон»
  • Образ Синодала в поэме Лермонтова «Демон»
  • За что наказан Демон? (по поэме Лермонтова «Демон»)