Образ Харлампия Диогеновича в рассказе Искандера «13 подвиг Геракла»


В рассказе «13 подвиг Геракла» показан образ учителя, который был не похож на остальных. Рассказчик сразу же делает на этом акцент, невольно сравнивая его с гениальными математиками.

По мнению ученика 5 класса, все математически одаренные люди обладают слабым характером, неряшливы и неопрятны. Но совсем другим был Харлампий Диогенович, имевший греческие корни. Его внешность говорила об обратном. Он всегда тщательно брился, был аккуратным. И, скорее всего, обладал гениальностью.

Можно отметить, что это был учитель от Бога. Его педагогические манеры и тактика были необычными и эффективными. В классе, где он давал урок, всегда стояла мертвая тишина. Преподаватель умело управлял классом, все уважали его и подчинялись необходимым требованиям. Иногда урок нарушал дружный смех ребят. Это Харлампий Диогенович организовывал веселые минутки, которые возникали по вине кого-нибудь из учеников. Любое нарушение он сопровождал шуткой. Например, если кто-то из ребят всего на полсекунды опаздывал на урок, преподаватель уважительно пропускал его и сопровождал высокопарными словами. Таким образом, опоздавший был высмеян и старался больше никогда не нарушать дисциплину. Такое поведение выгодно отличало учителя от коллег, потому что, как правило, другие педагоги или не обращали внимания или кричали на учащихся.


Во время контрольной работы он вел себя сдержанно, не старался кого-то подловить на списывании. Если же вдруг какой-то учащийся начинал открыто списывать, математик шутливо высказывался о нем, тем самым пресекая дальнейшее нарушение. Было видно, что он отличный знаток своего предмета, так как легко определял скопированную работу. Учитель не заставлял учиться. Не кричал, не вызывал родителей, а просто фиксировал что-то в блокнотик.

Он оказывал воздействие на детей взглядом или движением. Если было необходимо, он внимательно смотрел в глаза ученику или, наоборот, старался не глядеть на виновника.

Главный способ, который использовал Харлампий Диогенович, шутка. Он высмеивал тех учащихся, которые проявили себя недостойно или совершили плохой поступок. Это нисколько не подрывало самооценку ребенка, а способствовало его исправлению. Ученики не обижались на преподавателя, а осознавали произошедшее. Понимает это и «бесстрашный малярик», пытавшийся избежать наказания из-за невыполненного домашнего задания. Мальчик совершает «тринадцатый подвиг Геракла», то есть поступок, который он сам определяет как «фальшивый и никудышный». Пятиклассник обманывает врача и пытается сорвать урок математики, при этом думает, что оказывает одноклассникам помощь. Но мудрый учитель, конечно же, замечает это и не может оставить без внимания. В оставшееся от урока время Харлампий Диогенович хочет узнать причины такого поведения ребенка и умело поднимает его на смех.

Таким образом, математик предстает как умный, понимающий человек, который не только вкладывал знания, но учил моральным принципам. Его юмор помогал ребятам закалить характер и быть стойкими людьми.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ рассказчика в рассказе Искандера «13 подвиг Геракла»
  • Образ Сахарова в рассказе Искандера «13 подвиг Геракла»
  • Образ Алика в рассказе Искандера «13 подвиг Геракла»
  • Образ Шурика Авдеенко в рассказе Искандера «13 подвиг Геракла»