Образ Хлебникова в повести Куприна «Поединок»


Хлебников – второстепенный персонаж купринской повести «Поединок». Данный образ важен в идейно-содержательном плане, так как Хлебников имеет общие черты с центральным персонажем всей повести.

Хлебников – солдат, служащий в полуроте центрального персонажа. У Хлебникова не было особых успехов в службе. Поэтому он часто слышал от начальников оскорбления. Хлебникова называли «дьяволом косоруким», «дурнем», «собачьей мордой».

В повествовании подчеркивается, что герой был настоящим «посмешищем» роты. Как признается сам солдат, над ним постоянно все подшучивают и насмехаются над ним.

О том, что к Хлебникову окружающие относились равнодушно и даже негативно, никогда не воспринимали его всерьез, говорит то, что в повествовании он назван «левофланговым солдатиком».

Хлебников имел следующую внешнюю характеристику: «жалкий, заморенный человек, почти карлик, с грязным безусым лицом в кулачок». Герой был «безобразный, неуклюжий, точно удавленник». Ромашов отмечает, что в глазах солдата «застыл тупой, покорный ужас». Лицо было серым и маленьким.

Когда Ромашов видел Хлебникова, он удивлялся, как его вообще взяли на службу. Однако такие мысли не связаны с тем, что Ромашов презирал Хлебникова. Наоборот, в сердце Ромашова «шевелилось что-то странное, похожее на скуку и на угрызение совести». Всякий раз, когда Ромашов смотрел на «младенческую фигуру» Хлебникова, в его душе было «какое-то неловкое, больное чувство».

Когда Шаповаленко хотел ударить Хлебникова за то, что тот не смог подтянуться, Ромашов заступился за Хлебникова.


После позора перед начальством Хлебников был избит. Когда его встретил Ромашов, Хлебников шел, вероятно, совершать самоубийство. Ромашов, несмотря на то что был начальником Хлебникова, начал говорить с ним, как с равным. Он был ласков, положил на плечи Хлебникову обе руки. Ромашов вывел солдата на откровенный разговор, дав ему понять, что сейчас они с ним не начальник и подчиненный, а равные друг другу люди.

Ромашов был единственным человеком, который понял Хлебникова и встал на его сторону. Главный герой поддержал Хлебникова, дал ему выговориться и успокоил его.

Братское отношение Ромашова к Хлебникову связано с тем, что главный герой чувствовал схожесть своей судьбы с судьбой «этого несчастного, забитого, замученного солдатика». Ромашов сравнивал себя и Хлебникова с двумя калеками, которые страдали одной и той же болезнью и вызывали у окружающих одно и то же чувство брезгливости. Ромашов понимал, что и он, и Хлебников «одинаково несчастны».

Ромашов называет Хлебникова своим братом и приглашает его на разговоры. Постепенно Хлебников, который сначала был похож на «голодную, опаршивевшую, много битую собаку», начал оттаивать и раскрывать детали своей жизни.

Хлебников – обычный парень, который привык трудиться. До службы он пахал землю, следил за скотиной. Хлебников рассказывает Ромашову, что в детстве он надорвал живот, поэтому не может выполнять все приказы в полном объеме. За это, по словам Хлебникова, его постоянно бьют, над ним постоянно смеются.

У Хлебникова были мать, отец-пьяница, четыре маленькие дочери и «полуидиот-сын». Материальных средств в семье не было, поэтому Хлебников пошел на службу, потому что другую работу ему не давали из-за слабосилия. Однако почти все деньги, зарабатываемые на службе, уходили на подарки начальству.

Образ Хлебникова помогает продемонстрировать жестокость армейской системы, где к человеку относятся хуже, чем к животному, не пытаясь понять причины поведения.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Бек-Агамалова в повести Куприна «Поединок»
  • Образ Назанского в повести Куприна «Поединок»
  • Образ Осадчего в повести Куприна «Поединок»
  • Образ Сливы в повести Куприна «Поединок»