Образ Хлопуши в поэме Есенина «Пугачев»


В поэме С.А. Есенина «Пугачев» особое место занимает образ Хлопуши.

Данный образ появляется в пятой главе под названием «Уральский каторжник». Как видим, С.А. Есенин под раскрытие образа Хлопуши отводит целую главу.

Как видно из названия главы, Хлопуша является уральским каторжником. Сам Хлопуша называет себя «отчаянным негодяем и жуликом». Он признается в том, что был убийцей и фальшивомонетчиком, за что он и попал под арест. Хлопуша говорит о том, что то острожничал, то бродяжил.

При встрече с казацкими атаманами Хлопуша рассказывает о том, что он, находясь на каторге, вел с губернатором Рейнсдорпом разговор в три часа ночи. Напуганный бунтом губернатор рассказал Хлопуше о «каком-то пройдохе, мошеннике и воре», который «вздумал вздыбить Россию», и спросил у Хлопуши, сможет ли тот «всадить нож» в этого бунтовщика. За это губернатор обещал дать Хлопуше свободу, а также обещал, что у него «в карманах зазвякает серебро, а не камни».

Получив свободу, Хлопуша идет на поиски Емельяна Пугачева. Однако не для того, чтобы убить его. Он хочет лично увидеть «мужицкого царя» и послужить ему. Хлопуша признается, что целых три дня и три ночи в непогоду искал место, где собрались мятежники, включая самого Пугачева.


В повествовании показано, что к пришедшему Хлопуше восставшие атаманы сначала относятся недоверительно. Зарубин спрашивает у него, что ему нужно в их лагере, не зная, «злое ль, доброе ль» намерение у Хлопуши. Зарубин дает Хлопуше внешнюю характеристику: «глаза, как два цепных кобеля, беспокойно ворочаются в соленой влаге». Зарубин называет Хлопушу, с которым только познакомились, странным гостем, Подуров – подозрительным гостем. Поначалу они не могут ему довериться, но Хлопуша убеждает атаманов, что он пришел к ним как друг.

С.А. Есенин демонстрирует, что Хлопуша – яркий представитель движения восставших. Хлопуша называет самого себя «местью вскормленным бунтовщиком», который завтра же отправится «человеческое мясо грызть». Он называет мятежников «взбунтовавшейся чернью», куда причисляет и самого себя. Хлопуша радуется тому, что кто-то поднял бунт, потому что ему не нравится та несправедливость, которая проявляется по отношению к простому народу. Хлопуша говорит о том, что простой русский мужик для помещика является овцой или курицей.

Хлопуша не боится расправы, потому что он живет в соответствии с принципом «Не сожрешь – так сожрут тебя ж».

Он понимает, что предводитель восстания, который называет себя Петром III, на самом деле не является Петром III. Но Хлопуше важно не это: «Пусть он даже не Петр, // Чернь его любит за буйство и удаль». Хлопуша хочет послужить Емельяну Пугачеву. Он говорит казацким атаманам, что восставшим не удастся взять Оренбург без него, даже если у них будет «сотня лихих полководцев».

Когда атаманы решают выслушать Хлопушу, он говорит, что не будет биться, потому что у него есть другая мысль: пойти к границам Уфы, где можно взять ядра, порох и обрести собственную артиллерию.

В шестой главе говорится о том, что Хлопуша, присоединившись к восставшим, осадил Оренбург, а в седьмой главе уже говорится о том, что в Оренбурге Хлопушу и зарезали. С.А. Есенин подчеркивает, что даже самые яркие представители бунта потерпели поражение.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Пугачева в поэме Есенина «Пугачев»
  • Образ народа в поэме Есенина «Пугачев»
  • Композиция поэмы Есенина «Пугачев»
  • Тема и идея поэмы Есенина «Пугачев»