Образ Ипата в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»


В поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» представлена целая галерея крестьянских образов. Каждый из них несет особую смысловую нагрузку. Соединяя все эти образы воедино, создается цельная картина жизни народа после отмены крепостного права в 1861 году. Не все люди радостно восприняли это событие. С давних времен, живущие под гнетом помещичьей власти, некоторые крепостные не смогли найти место в сложившихся условиях, поэтому предпочитали жить по старинке.

Рабская покорность настолько проникла в их души, что избавиться от нее было невозможно. Ярким примером такого крестьянина является Ипат, с судьбой которого мы знакомимся в главе «Последыш».

Старый князь не хочет даже думать о новом законе, поэтому сыновья и снохи, чтобы не расстраивать отца, разыгрывают целый спектакль с участием мужиков. Основная масса соглашается участвовать в представлении только за определенную плату, поемный луг. А вот Ипат, оказывается, больше всех радуется этому событию.

Так, может быть, этому крепостному вольготно жилось при старой власти и поэтому он не хочет ничего менять? Но, вчитываясь в строки, невольно начинаешь понимать, насколько холоп был несчастлив, однако совсем не осознавал этого.


С самого рождения он прислуживал своему барину и получал «барские милости». Его умиляло то, что его, совсем маленького, запрягали вместо коня в тележку. А когда Ипат возмужал, удостоился чести быть опущенным зимой в неводе в прорубь. Развлекаясь и наслаждаясь при этом, князь приказывал опускать невод с человеком в ледяную воду, затем подносил шкалик водки, и вновь уже замерзшего слугу погружали во вторую прорубь.

Даже в старости он продолжал терпеть и радоваться вниманию со стороны хозяев жизни. Уже согнутого старика приказали посадить на пятерку лошадей, дали в руки скрипку и заставили играть. А на дворе была метель. Вскоре замерзающий старик упал с лошади, а сани переехали его. Но и здесь он не винит своего князя, а с умилением рассказывает, что к ночи о нем вспомнили и подобрали. Пережив все это, холоп, переживает, что может получить волю. Он настолько привык к такой жизни, что другой ему не надо.

Вот и сейчас, он, хромая, услужливо накрывает на стол и подобострастно заглядывает любимому хозяину в глаза. У этого человека отсутствует собственное «я», в нем нет гордости и человеческого достоинства.

Несмотря на эти непривлекательные черты характера, в нем угадывается тонкая душевная натура. Разве можно найти среди крепостных тех, кто мог играть на скрипке? А Ипат играл в мороз, так как князь Утятин любил музыку. При других обстоятельствах из него мог получиться человек, отличающийся верностью, трудолюбием, усердием и музыкальностью.

Такие покорные, молчаливые рабы были не редкость в то время. Для них новые реформа равнялись смерти. Они не меняли свою жизнь, а оставались дальше служить господам и покорно выполнить все прихоти и желания. В этом заключалась горькая правда, которую не хотели признавать в послереформенной Руси.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Савелия в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • Образ Якима Нагого в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • Образ князя Утятина в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • Образ Оболт-Оболдуева в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»