Образ Ирины Аркадиной в пьесе Чехова «Чайка»


Ирина Аркадина – второстепенное действующее лицо пьесы А.П. Чехова «Чайка», мать Константина Треплева.

Сначала читатель знакомится с Аркадиной заочно. О ней рассказывает её сын в разговоре со своим дядей. Ирина Аркадина – актриса. Профессия для женщины – её жизнь. Героиня привыкла быть лучше других. Аркадина не любит наблюдать за успехом других, даже если этот успех в пределах маленькой сцены. Таким образом, можно сделать вывод, что женщина завистлива, самолюбива.

Треплев рассказывает, что при матери нельзя хвалить кого-то: «нужно хвалить только ее одну, нужно писать о ней, кричать, восторгаться ее необыкновенною игрой». Когда нет сладкого дурмана похвал, Аркадина начинает злиться, делает всех виноватыми.

Константин считает мать талантливой и умной. Она не скрывает своих эмоций. Ирина Николаевна может разрыдаться над книжкой, с легкостью читает Некрасова наизусть. Аркадина умеет проявлять милосердие, например, ухаживать за больными, «как ангел».

Ирина Николаевна скупа. Сначала об этой негативной черте характера говорит Константин, а потом читатель лишь убеждается в правоте молодого человека, наблюдая за поступками героини. Аркадина, например, отказывается оставить денег сыну, не дает денег больному брату, чтобы тот мог пожить в городе. Интересно, что Константин знает, что в банке в Одессе у матери лежит семьдесят тысяч.


Ирина Аркадина привыкла держать марку. Она уже не молода, но старается хорошо выглядеть: носит светлые кофточки, красиво причесывается. Треплев считает, что мать его ненавидит из-за того, что он «разоблачает» её настоящий возраст: «когда меня нет, ей только тридцать два года, при мне же сорок три».

Ирина Аркадина противопоставляется Маше. Маша проводит свои молодые годы в тоске, привыкла одеваться невзрачно. Ирина Николаевна поучает девушку, говоря, что нужно жить сегодняшним днем, всегда хорошо выглядеть.

Аркадина живет с известным беллетристом Тригориным, трудно сказать, любит она мужчину или же её самолюбию льстит то, что рядом с ней известный писатель. Женщина кажется гордой, но это впечатление развеивается. Тригорин уходит от Аркадиной к Заречной, а после того, как писатель расстается с новой пассией, Ирина принимает его обратно. Причем, когда Тригорин просит его отпустить, Аркадина готова на коленях умолять остаться.

Константину не нравится, что мать «носится» с беллетристом, но Ирина Николаевна не желает прислушиваться к сыну. Ей легче оставить сына в деревне, чтобы тот не виделся с Тригориным.

Отношения с сыном у Аркадиной странные. Она не прислушивается кКосте. Вместо того, чтобы поддержать молодого человека, когда тот делает первые шаги на литературном поприще, женщина, наоборот, «топит» его. Когда Треплев дебютирует с пьесой, которой он придал новых форм, Ирина Николаевна перебивает игру Нины Заречной своими разговорами. Творения Кости она критикует, а потом оказывается, что она не прочла ни одного его произведения.

Ирина Николаевна Аркадина из пьесы А.П. Чехова «Чайка» – самовлюбленная женщина, которая привыкла жить для себя. Ради своих прихотей, Аркадина готова пожертвовать даже самыми близкими людьми.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Константина Треплева в пьесе Чехова «Чайка»
  • Образ Пётра Сорина в пьесе Чехова «Чайка»
  • Образ Нины Заречной в пьесе Чехова «Чайка»
  • Образ Маши в пьесе Чехова «Чайка»