Образ Ивана Лаевского в повести Чехова «Дуэль»


Повесть «Дуэль» Антона Павловича Чехова предлагает нам понаблюдать за нравственными исканиями главного героя, Ивана Андреевича Лаевского. Именно о нем пойдет речь в настоящем сочинении.

Начало произведения позволяет рассмотреть названного героя: это молодой худощавый блондин двадцати восьми лет.

С первых же слов, начавших разговор мужчины с приятелем, военным врачом Самойленко, мы понимаем, в каких душевных терзаниях он пребывает. Лаевский разочаровался во всем: в женщине, с которой он живет вот уже два года, в этом месте, куда он приехал из холодного Петербурга, в людях, окружающих его. Хотя и сам он ничего собой не представляет. И даже особенно отчетливо это понимает, правда, всегда пытается найти оправдание. Подтверждение своим мыслям молодой человек находит в литературе, ставя себя в один ряд с Печориным и Онегиным, вырождающимся дворянам.

Лаевский никак не может найти себя. Полюбив замужнюю женщину, он мечтал уехать с ней на Кавказ и жить простой трудовой жизнью. Но оказавшись в этом, далеком от цивилизации месте, Иван Андреевич загрустил. Работать он не хотел. На развлечения денег не хватало. Долги копились. Надежду Федоровну выносить становилось все тяжелее, она его безумно раздражала. Он хотел бежать отсюда, вырваться на свободу, глотнуть холодного петербургского воздуха.


Но кто даст гарантию, что, изменив место жительства, герой изменится? От кого он пытается бежать? Конечно, от самого себя. Именно в себе самом он не может обрести необходимой гармонии. И окружающие здесь совсем не причем.

Лаевский, не понимая, что делать и как ему жить, ведет разгульный образ жизни: много пьет, живет не по средствам, ругается матом и при всех ссорится со своей сожительницей, Надеждой Федоровной. Венчаться с ней он не хочет, даже после того, как узнает, что муж ее умер, и она теперь свободна.

Молодой зоолог, фон Корен, считает, что Лаевский – микроб, опасный для общества. Его существование – пример того, как нельзя жить. Таких людей, считает зоолог, необходимо истреблять, пока они не принесли непоправимый вред.

Но Самойленко не согласен с фон Кореном, он считает Ивана Андреевича своим приятелем и видит в нем не только отрицательные черты. Так, например, Лаевский был неглупым парнем, когда-то он учился на филологическом факультете и мог интересно и умно говорить. Самрйленко считал Ивана Андреевича добрым малым, с которым можно было и посмеяться, и поболтать по душам.

Вот такой противоречивый образ ставит Чехов во главу своего произведения. И к концу повести мы видим, насколько меняется герой. Лаевского, находящегося в истеричном состоянии по причине того, что не может уехать к матери или попросту сбежать от Надежды Федоровны, оскорбляющего и обвиняющего всех вокруг, фон Корен вызывает на дуэль. Ночь перед поединком и весть об измене сожительницы меняют героя. Он хочет остаться в живых, чтобы все изменить. Прошлое – кошмар, из которого герой хочет вырваться. И жизнь дает ему такой шанс. Лаевский женится на Надежде Федоровне и начинает трудиться целыми днями, чтобы отработать долги. Герой нашел свою правду.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Надежды Федоровны в повести Чехова «Дуэль»
  • Образ фон Корена в повести Чехова «Дуэль»
  • Образ дьякона Победова в повести Чехова «Дуэль»
  • Образ Самойленко в повести Чехова «Дуэль»