Образ Клавдии Николаевны в повести Мурашовой «Класс коррекции»


Клавдия Николаевна – героиня повести Е.В. Мурашовой «Класс коррекции». Это учительница и по совместительству классная руководительница 7 «Е».

Словами Клавдии Николаевны начинается все произведение. Учительница предлагает школьникам с ограниченными возможностями вспомнить о том, что такое милосердие. Автор поднимает проблему милосердия, которая звучит на протяжении всего повествования. Е.В. Мурашова постепенно демонстрирует, что учителя лишь говорят о милосердии, хотя сами не знают, какого оно в реальной жизни. В итоге оказывается, что «ешки», которых окружающие люди считают «браком», помогают друг другу, никогда не бросают в беде и по природе своей милосердны.

В произведении указывается, что в гимназии, в которой происходит действие, насчитывается около трехсот учителей. Образ Клавдии Николаевны является собирательным образом большинства учителей, которые мирятся со сложившейся несправедливостью и ничего не хотят менять. Как и большинство учителей, Клавдия Николаевна придерживается такой педагогической точки зрения: «Мы должны считаться с мнением родителей-спонсоров».


За все время обучения «Е»-класса Клавдия Николаевна только раз произнесла слово «милосердие». И на это была причина: она боялась, что ее класс негативно отреагирует на появление мальчика на инвалидной коляске. Когда Клавдия Николаевна увидела, что Юру Малькова класс принял, она «выдохнула разом такую порцию воздуха, словно собиралась надуть детский мячик».

Клавдия Николаевна работала в школе уже двадцать семь лет. Однако с детьми из коррекционного класса, у которых она два года являлась классным руководителем, она ведет себя совсем непедагогично: она, нисколько не смущаясь, называет учеников «болванами», а весь 7 «Е» – «Гарлемом». Во время уроков учительница «истошно орала», поэтому ее внешний облик «ни на какие романтические сравнения не напрашивался». Клавдия Николаевна говорит своим ученикам, что у них «атрофируются все человеческие потребности, кроме самых простых и примитивных». Учительница ведет себя так, потому что знает, что ей ничего не будет за это, ведь ученики – дети с ограниченными возможностями, так называемый «брак».

Клавдия Николаевна совершенно равнодушно относится к судьбам учеников, у которых она является классным руководителем. Учительница спокойно говорит о том, что Виталик Тараканов вскоре будет исключен из гимназии, что он окажется на улице, а затем – участником криминальных событий. Клавдия Николаевна не пытается поговорить с Таракановым и повлиять на него, она уверена в том, что он, как и все остальные ученики «Е»-класса, безнадежен. Клавдия Николаевна никому не пытается помочь, замотивировать на учебу и лучшую жизнь.

Клавдия Николаевна удивляется мировоззрению молодого учителя географии Сергея Анатольевича, который, по ее мнению, надел розовые очки. Она спрашивает: «Что еще должно произойти в нашей стране, чтобы у нас наконец перевелись идеалисты?». Клавдия Николаевна говорит о том, что школа научила «ешек» писать, читать и считать, все остальное – просто невозможно. Так же невозможно, как и изменить предназначенную им судьбу. Клавдия Николаевна уверена, что школа – это «слепок с общества в целом», ведь везде люди делятся на бедных и богатых, удачливых и неудачников, умных и глупых.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Сергея Анатольевича в повести Мурашовой «Класс коррекции»
  • Образ Елизаветы Петровны в повести Мурашовой «Класс коррекции»
  • Образ Юры Малькова в повести Мурашовой «Класс коррекции»
  • Образ Ваньки Горохова в повести Мурашовой «Класс коррекции»