Образ князя Олега в «Повести временных лет»
В «Повести временных лет» Нестора подан один из вариантов биографии князя Олега, которого русичи прозвали Вещим. Стоит отметить, что слово «вещий» в этом контексте нужно толковать как «красноречивый», «способный видеть будущее», «мудрый». Летописец ничего не говорит о внешности князя, его характере, для него главное – его поступки, повлиявшие на ход истории. Тем не менее, мы можем сделать определенные выводы о характере Олега, исходя из изложенных событий.
Известно, что Олег – родственник Рюрика. Перед смертью Рюрик отдал ему своего сына Игоря. Так как Игорь был мал, князем стал Олег. Спустя три года он выступил в поход с многочисленным войском. Олег завоевал Смоленск, Любеч, посадил там своих мужей. Сам же узнал, что в Киеве княжат Аскольд и Дир и решил отвоевать эти земли. Олег считал, что они по праву принадлежат ему. Нестор передает его слова, адресованные Аскольду и Диру: «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода».
Олег «сел» в Киеве, провозгласив его матерью городов русских. Некоторые исследователи, ссылаясь на разные источники, в том числе и на «Повесть временных лет» говорят, что именно Олега, а не Рюрика следует считать основателем Киевской Руси.
Завоевав указанные земли, Олег начал строить здесь новые города. Также он установил дани, чтобы сохранять мир. Ненадолго князь остановил военную деятельность. В 883 г. он воевал против древлян, в 884 г. – против северян. В этих войнах он одержал победы и возложил на покоренных дань. Олег пытался ослабить своих врагов разными способами, например северянам и радимичам приказал не платить дань хазарам.
Когда подрос Игорь, Олег брал его в походы. Таким образом, мы видим, что князь был заинтересован воспитать достойного наследника княжеского титула. В 907 г. Олег оставил Игоря в Киеве, а сам пошел на греков. Он поступил разумно: Игорь мог постоять за родные земли, если бы на них напали. На землях греков русичи «много убийств сотворили» и церкви сожгли. Олег был находчивым. Он приказал поставить корабли на колеса. Попутный ветер погнал их к городу. Это испугало греков, и они попроси о помиловании, пообещав, что дадут дань. Олег на это согласился. В Киев князь вернулся с богатствами, а народ прозвал его Вещим, «так как были люди язычниками и непросвещенными».
Некоторые историки считают этот поход легендой, так как в византийских источниках о нем не упоминается. Сомневаются и в том, что был договор о мире 907 г. Нестор рассказывает о договорах про мир, заключенных в 912 г. и в 944 г. Летописец подает тексты документом, и мы узнаем, что Олег подумал обо всем: о торговцах, о пленниках, о тех, кто нарушает закон. Он попытался предупредить нарушения, придумал справедливые наказания. После того как Олег завоевал все земли, подписал договор с греками, «жил…, княжа в Киеве, мир имея со всеми странами».
Рассказ об Олеге заканчивается повествованием о его смерти от укуса змеи, выползшей из черепа его любимого коня. Князь был хорошим правителем, ведь «оплакивали его все люди плачем великим». Такая версия смерти Вещего Олега считается легендой.