Образ князя Олега в «Повести временных лет»


В «Повести временных лет» Нестора подан один из вариантов биографии князя Олега, которого русичи прозвали Вещим. Стоит отметить, что слово «вещий» в этом контексте нужно толковать как «красноречивый», «способный видеть будущее», «мудрый». Летописец ничего не говорит о внешности князя, его характере, для него главное – его поступки, повлиявшие на ход истории. Тем не менее, мы можем сделать определенные выводы о характере Олега, исходя из изложенных событий.

Известно, что Олег – родственник Рюрика. Перед смертью Рюрик отдал ему своего сына Игоря. Так как Игорь был мал, князем стал Олег. Спустя три года он выступил в поход с многочисленным войском. Олег завоевал Смоленск, Любеч, посадил там своих мужей. Сам же узнал, что в Киеве княжат Аскольд и Дир и решил отвоевать эти земли. Олег считал, что они по праву принадлежат ему. Нестор передает его слова, адресованные Аскольду и Диру: «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода».

Олег «сел» в Киеве, провозгласив его матерью городов русских. Некоторые исследователи, ссылаясь на разные источники, в том числе и на «Повесть временных лет» говорят, что именно Олега, а не Рюрика следует считать основателем Киевской Руси.


Завоевав указанные земли, Олег начал строить здесь новые города. Также он установил дани, чтобы сохранять мир. Ненадолго князь остановил военную деятельность. В 883 г. он воевал против древлян, в 884 г. – против северян. В этих войнах он одержал победы и возложил на покоренных дань. Олег пытался ослабить своих врагов разными способами, например северянам и радимичам приказал не платить дань хазарам.

Когда подрос Игорь, Олег брал его в походы. Таким образом, мы видим, что князь был заинтересован воспитать достойного наследника княжеского титула. В 907 г. Олег оставил Игоря в Киеве, а сам пошел на греков. Он поступил разумно: Игорь мог постоять за родные земли, если бы на них напали. На землях греков русичи «много убийств сотворили» и церкви сожгли. Олег был находчивым. Он приказал поставить корабли на колеса. Попутный ветер погнал их к городу. Это испугало греков, и они попроси о помиловании, пообещав, что дадут дань. Олег на это согласился. В Киев князь вернулся с богатствами, а народ прозвал его Вещим, «так как были люди язычниками и непросвещенными».

Некоторые историки считают этот поход легендой, так как в византийских источниках о нем не упоминается. Сомневаются и в том, что был договор о мире 907 г. Нестор рассказывает о договорах про мир, заключенных в 912 г. и в 944 г. Летописец подает тексты документом, и мы узнаем, что Олег подумал обо всем: о торговцах, о пленниках, о тех, кто нарушает закон. Он попытался предупредить нарушения, придумал справедливые наказания. После того как Олег завоевал все земли, подписал договор с греками, «жил…, княжа в Киеве, мир имея со всеми странами».

Рассказ об Олеге заканчивается повествованием о его смерти от укуса змеи, выползшей из черепа его любимого коня. Князь был хорошим правителем, ведь «оплакивали его все люди плачем великим». Такая версия смерти Вещего Олега считается легендой.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ князя Игоря в «Повести временных лет»
  • Образ княгини Ольги в «Повести временных лет»
  • Образ князя Святослава в «Повести временных лет»
  • Образ князя Владимира в «Повести временных лет»