Образ колдуньи в сказке Жуковского «Спящая царевна»


Колдунья – второстепенный персонаж сказки В. Жуковского «Спящая царевна». Это одна из 12 фей. Она не попала на пир в честь новорожденной царевны из-за того, что пропало одно из золотых блюд. Но к царевне она все же пришла и не с пустыми руками, а с «даром» – проклятьем на смерть. Царь, видимо, не представлял, на что была способна эта старуха, так как легкомысленно согласился не посылать к ней с приглашением.

Интересно, что когда о феях вспоминается в первый раз, злая колдунья причисляется к двенадцати молодым чародейкам. Автор как бы делает ошибку, но тут же исправляет себя и подает настоящий портрет двенадцатой «феи». В. Жуковский кратко описывает колдунью: «хромоногая старая, злая». Трех эпитетов достаточно, чтобы представить эту героиню. Такое описание наталкивает на мысль о Бабе-Яге, персонаже, характерном для славянского фольклора.

Имени старой колдуньи В. Жуковский не упоминает. В тексте она названа чародейкой, старухой, старушонкой, ведьмой. Этот ряд синонимов указывает не только на скверный характер героини, ее страшные поступки, но и на отношение к ней автора.


Далее оказывается, что это ворчливая старуха, которой лучше не переходить дорогу. Автор мог бы и не говорить прямо о том, что чародейка злая. Иначе ее охарактеризовать нельзя, ведь добрая женщина никогда бы не обрекала девушку в рассвете сил на смерть. Старуха не зря выбирает для погибели именно юный возраст, она знает, что так глубже ранит родителей. «В гостях» в царской семье колдунья-старуха пробыла недолго, промолвив проклятье, она сразу же скрылась из глаз. Злые чары старушонки оказались слабее доброты последней феи.

Во второй раз со злой чародейкой мы встречаемся через пятнадцать лет. Зная, что царь Матвей найдет способ, как защитить свою дочку, колдунья решила убить царевну самостоятельно. Она выждала момент, когда девушка осталась без защиты родителей и заявилась во дворец. Старуха, знала, что молоденькая девушка любопытная, поэтому села с веретеном и сделала вид, что прядет. Старуха без слов подала царевне веретено и не прогадала: та без опаски взяла его. Из песни пряхи-колдуньи можно сделать вывод, что она с нетерпением ждала момента, когда сможет отомстить царю и царице. Их дочь она называет «жданной гостьей».

После этого эпизода с колдуньей мы больше не встречаемся. Не известно и то, заметила ли она, что чары подействовали не так, как было задумано. В русских народных сказках злые герои, как правило, получают по заслугам. Например, та же Баба-Яга оказывается в горящей печи. Чаще всего со злыми персонажами борются молодые витязи. В сказке В. Жуковского такого нет, поэтому читатель не знает, как дальше складывается жизнь колдуньи. Видимо, автор считает, что для развязки основной сюжетной линии это не имеет значения.

В образе колдуньи В. Жуковский сумел переплести черты характерные для фольклора разных народов и индивидуально-авторское видение этого персонажа. Поэтому он выделяется из ряда похожих образов.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ царя Матвея в сказке Жуковского «Спящая царевна»
  • Образ Царевны в сказке Жуковского «Спящая царевна»
  • Образ Царевича в сказке Жуковского «Спящая царевна»