Образ крепостной России в рассказе Лескова «Тупейный художник»


Главной особенностью творчества Николая Семеновича Лескова было изображение праведников, людей честных, живущих достойно и по правде.

Автор описывает окружающую его действительность правдиво и без прикрас, обличая все существующие противоречия и темные пятна. Поэтому-то его произведения так долго запрещались цензурой.

Каким же писатель видит крепостную Россию? Посмотрим, как Лесков изображает ее на страницах своего самого известного творения – рассказа «Тупейный художник».

Уже в посвящении Лесков обозначает знаковое для истории России событие – день 19 февраля 1861 года, день отмены крепостного права.

Обозначая время разворачивающихся событий, автор не дает точной датировки. Возможно, описанные события произошли при Александре I, а, возможно, при Николае I. Четкое определение исторических границ никакой роли в тексте не играет, главное, что случившееся было при крепостном праве.

Помещики - графы Каменские - реальные люди. Причем, для достижения замысла рассказа совершенно не важно, при каком Каменском случилась эта трагическая история любви. Крепостное право, сложившееся в графском театре, да и сами братья-крепостники ничем не отличались от других таких же. И судьба героев уже была предопределена. Таким образом писатель указывает нам на типичность всей эпохи.


Изображение помещиков дано писателем интересно и соответствует фольклорной традиции: строится оно на одной какой-то характерной черте. Если в общем представить, как выглядели братья, то этот облик будет таким: первый был так не хорош собой и зол, что походил сразу на всех зверей, второй же был собой еще хуже первого. Живя в деревне, он напустил в лицо такой грубости, что и сам этого не замечал.

Обо всех особенностях крепостной эпохи в России мы узнаем из уст Любови Онисимовны, той женщины, которая не понаслышке знает это время. Той, которая перенесла физические страдания (после побега болели простуженные ноги), и, конечно, душевные. Любовь Онисимовна, няня маленького брата рассказчика, бывшая крепостная актриса, все это видела своими глазами, смогла вынести и теперь рассказывает нам, читателям.

Любовь Онисимовна рассказывает о самодурстве старшего брата Каменского, при дворе которого и был организован тот самый театр, о тех «мучительствах», которые терпели крестьяне. Любая, пусть даже самая мелкая провинность жестоко наказывалась: крепостных секли на конюшне, могли же попросту отправить в солдаты.

Царивший в имении целомудренный закон мог нарушить только сам граф: полюбившуюся ему актрису одевали и причесывали в образе Цецилии и доставляли на графскую половину.

Но самым страшным испытанием были мучения, которые совершались в подвале, порой уж лучше было умереть. Люди сидели в тайных погребах годами. Живые, в цепях… Любовь Онисимовна перечисляет и разные виды этих мучений: дыба, струна, заворачивание головы крючком. Было абсолютно все! Женщина вспоминает, что если случалось проходить мимо этих комнат, то слышно было, как гремят цепи и стонут люди.

Подобные бесчинства и жестокость в обращении с крепостными крестьянами – норма российской действительности того времени.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Аркадия Ильина в рассказе Лескова «Тупейный художник»
  • Образ Любови Онисимовны в рассказе Лескова «Тупейный художник»
  • Образ графа Каменского в рассказе Лескова «Тупейный художник»
  • Образ рассказчика в рассказе Лескова «Тупейный художник»