Образ Кутейкина в комедии Фонвизина «Недоросль»


Кутейкин – персонаж фонвизинской комедии «Недоросль».

Это один из трех учителей Простакова Митрофана. Он учит шестнадцатилетнего сына госпожи Простаковой грамоте. Об этом говорится еще в первом действии. Сначала Кутейкин выступает в роли внесценического персонажа, так как о нем говорит госпожа Простакова как об учителе ее сына, и уже после Кутейкин появляется как действующее лицо.

В списке действующих лиц указано, что Кутейкин является семинаристом. Госпожа Простакова называет Кутейкина дьячком.

Сам Кутейкин признается, что он ходил в семинарию до первого курса. Отсюда следует, что учитель – человек малообразованный, что он не сможет чему-либо обучить своих учеников, включая и Митрофана. Стародум, видя учителей, называет их «невеждами-учителями». Он иронично говорит о том, что знает, какую грамоту сможет изучить Митрофан с таким учителем, как Кутейкин.


В повествовании говорится о том, что Кутейкин учит сына Простаковых уже 3 года, однако никаких результатов это учение не приносит: «Четвертый год мучу свой живот». Кутейкин утверждает, что Митрофанушка может узнать лишь старый материал и даже этот пройденный материал он «мямлит», чего уж говорить и про новый материал.

В комедии показано, что Митрофанушка в большинстве случаев отказывается от обучения, и Кутейкин с Цыфиркиным приходят в дом Простаковых зря. Кутейкин, видя эту ситуацию, утверждает: «Здесь каждое утро процветет и погибнет».

Важна для раскрытия образов необразованных и невежественных учителей сцена, когда Правдин, став опекуном дома Простаковых, отказывается от всех учителей. Кутейкин сразу же напоминает, что Простаковы должны ему заплатить за его работу. Учитель грамоты сразу вспоминает то, что ему не заплатили за полгода учения. Он также требует оплату за обувь, которую от «истаскал» за те 3 года, которые посещал дом Простаковых, оплату за «простой», когда Кутейкин приходил к Митрофану просто так. Герой уверен в том, что он должен получить оплату, даже если Митрофан ничему не научился, так как учиться или не учиться – это дело самого Митрофана.

В отличие от Цыфиркина, который отказывается от каких-либо выплат, так как осознает, что за все время обучения ему не удалось научить Митрофана хотя бы чему-то, Кутейкин требует оплату не только за само обучение, но и сверх него, хотя за все 3 года обучения Кутейкин ничему не научил Митрофана. Автор показывает, что Кутейкин руководствуется корыстными целями. И если Правдин, Стародум и Милон одарили в денежном плане Цыфиркина, не требующего оплаты, за его честность и справедливость, то Кутейкин, который требовал оплаты, не получил ни гроша. Правдин сказал ему лично обращаться к госпоже Простаковой за оплатой, однако Кутейкин, зная ее сущность, отказался от этой идеи. Кутейкин отступает и уходит из дома Простаковых без желаемой оплаты.

Д.И. Фонвизин показывает, что Митрофанушка остается недорослем не только из-за своего нежелания учиться и из-за неудачного родительского воспитания, но и из-за таких учителей, как Кутейкин, которые не могут дать своим ученикам настоящих знаний. Писатель выражает мысль о том, что любое учение должно приносить человеку пользу, и оплачивать труд нужно лишь в случае, когда учение приносит результаты.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Милона в комедии Фонвизина «Недоросль»
  • Образ Цыфиркина в комедии Фонвизина «Недоросль»
  • Образ Тришки в комедии Фонвизина «Недоросль»
  • Образ Простакова в комедии Фонвизина «Недоросль»