Образ Лаврецкого в романе Тургенева «Дворянское гнездо»

Над романом «Дворянское гнездо» И.С. Тургенев работал несколько лет. Первое упоминание о замысле произведения появилось у писателя в 1856 году, о чем свидетельствуют письмо к И.И. Панаеву. К работе Тургенев приступил в начале 1858 года, а уже в декабре прочитал друзьям готовое произведение. «Дворянское гнездо» отличается легкостью слога, глубиной образов.



Портретная характеристика Лаврецкого

Главный герой романа Федор Иванович Лаврецкий – выходец из старинного дворянского рода. Исследуя род Лаврецких от того времени, когда первый из них 15 веке приехал в Россию, Тургенев пытается показать, что предки главного героя, разные по характеру, образу жизни, были далеки от народа, не стремились постичь его законы, традиции, культуру. Сам Федор Иванович, по его собственному мнению, получил «вывихнутое» воспитание. В младенческом возрасте его воспитывала мать, бывшая дворовая девушка. Когда они поселились в доме деда, тётка Глафира Петровна оттеснила ее и взяла все заботы о племяннике на себя. Глядя на него, она отмечала, что он «толст, нескладно сложен и неловок – настоящий мужик». Когда же вернулся из-за границы отец, воспитание Феди подверглось коренному преобразованию. Следуя советам Руссо, Иван Петрович решил вырастить «настоящего спартанца». Мальчика одели по-шотландски, поднимали в четыре утра, «окачивали холодной водой и заставляли бегать». Подросток изучал естественные науки, международное право, математику, столярное дело и геральдику. Отец умер, когда Фёдору Ивановичу было двадцать три года.

Молодой человек поехал в Москву, надеясь наверстать упущенное и поправить воспитание. Он обладал обширными знаниями, много мыслей роилось в его голове, но ему были неизвестны многие элементарные вещи окружающей его действительности. Отцовское воспитание сыграло с ним злую шутку: он тяжело сходился с людьми, особенно с женщинами, замкнувшись в себе, юноша шел по жизни без планов и цели, наугад отыскивая дорогу.

Федор Иванович не постеснялся поступить в университет, став великовозрастным студентом. Однокурсникам он “казался каким-то мудреным педантом, они в нем не нуждались и не искали в нем”. Однако, именно это позволило Лаврецкому не попасть под их влияние, он не посещал никаких кружков, не стал жертвой новомодных идей, оставаясь самодостаточным. В университете он познакомился с Михалевичем, который стал ему лучшим другом на всю жизнь. Тот же Михалевич познакомил его с Варварой Павловной Коробьиной, вскоре она стала женой. Образование пришлось прекратить по настоянию новых родственников.

Лаврецкий был очарован красотой и талантами жены, ослеплен страстью. Варваре Павловне был удобен такой муж, добрый, влюбленный, не замечающий отрицательных качеств своей жены. Для него стала неприятной неожиданностью измена жены. Он оказался неожиданно несговорчивым, это упрямство Тургенев отмечает и в маленьком Феде. У Лаврецкого словно пелена с глаз упала, все, чего он старался не замечать прежде, теперь открылось его взору со всей очевидностью. Федор Иванович оставил жену и уехал, какое-то время он еще путешествовал по Европе, а спустя несколько лет поехал долечивать душевные раны в Россию. Он не захотел жить в Лавриках, где все напоминало о жене, которую он теперь презирал, и решил обосноваться в Васильевском.

Тургенев подробно описывает встречу Лаврецкого с родиной, его дорогу в теткино имение. Он был рад видеть березы, дубы, овраги, поля. Тишина и покой, царящие в имении, умиротворяюще подействовали на душу героя, он отмечает силу и здоровье этого места. В размышлениях героя видно и авторское отношение к дворянским гнездам, которые хранят культуру, традиции, обычаи помещичьих усадеб. Образы дворовых, встретивших Лаврецкого, выражают покорность и преданность своему хозяину.

Цитатная характеристика Лаврецкого

«Федор Иванович Лаврецкий … происходил от старинного дворянского племени». Когда умер отец, «ему было двадцать три года; как страшно, как незаметно скоро пронеслись эти двадцать три года». Встретив Варвару Павловну, «вся душа его слилась в одно чувство, в одно желание, в желание счастья, обладания, любви, сладкой женской любви».

Лиза «отозвалась о Лаврецком как о прекрасном и умном человеке». Герой «не мог долго обманываться насчет чувства, внушенного ему Лизой», он «убедился в том, что полюбил ее».

«В течение этих восьми лет совершился наконец перелом в его жизни». «Лаврецкий имел право быть довольным: он сделался действительно хорошим хозяином, действительно выучился пахать землю и трудился не для одного себя; он, насколько мог, обеспечил и упрочил быт своих крестьян».

Взаимоотношения Лаврецкого с другими героями произведения

Тургенев дважды подвергает своего героя испытанию любовью. В случае с Варварой Павловной это чувство было страстью, самонаслаждением, удовлетворением своих желаний. Он был молод, не знал женщин, не был знаком со светской жизнью. При всей своей начитанности и уме, он не мог ожидать такого вероломства со стороны любимой женщины, поэтому потрясение было настолько сильным.

Вернувшись на родину, Федор Иванович встретил Лизу Калитину, которую полюбил по-настоящему. Любовь к Лизе помогла герою открыть новые грани своей души, в нём поднимаются дремавшие до сих пор устремления, рождается небывалая энергия. Лаврецкий словно заново рождается, приходит к пониманию своего пути в жизни. Чистота, честность, открытость, доброта, вера в Бога, свойственные Лизе, вызвали ответные чувства в сердце героя. Между Лизой и Лаврецким сразу установились доверительные отношения. Девушка удивилась, что доверяет малознакомому человеку свои тайны. Федор Иванович мог говорить с ней обо всём, что думал, с интересом прислушивался к ее простым и умным замечаниям.

Между героями много общего: открытость, честность, любовь к России объединяют героев. Единственное, в чем не было единодушия, это вопрос веры. Лаврецкий «отяжелел сердцем», он не ходил в церковь, не молился. Лиза, напротив, была очень богомольна и надеялась приобщить Лаврецкого к вере. Герой не сразу понял, что полюбил Лизу, а когда поверил в это, не мог признаться ей в своих чувствах, потому что был еще женат. Весть о смерти жены позволила надеяться на счастье, герой открылся Лизе, узнал, что его чувство взаимно. Он искал подтверждения смерти жены, хотел, чтобы она была мертва. Именно эти мысли Лиза считала грехом, за который они были наказаны в дальнейшем.

Варвара Павловна вернулась, разрушив надежды на счастье. Лиза призывает Федора Ивановича исполнить свой долг: с его стороны это значило помириться с женой, воспитывать дочь. По мнению Н. А. Добролюбова, герой «склоняется перед незыблемостью ее понятий». Лаврецкий уступил Лизе, не развелся с женой, отдал ей Лаврики, а сам остался в Васильевском. Варвара Павловна продолжала привычный образ жизни, не тяготясь разлукой с мужем, продолжая изменять ему. Лаврецкого ее жизнь уже не волнует, он победил в себе эмоции, подобные ревности, злобе, унынию. Любовь к Лизе – настоящее чувство, которое не оставляет его до конца жизни. Через восемь лет он заезжает в дом Калитиных, где оживают его воспоминания. Он посещает в монастырь, где живет Лиза, возможно, чтобы увидеть ее, а, может быть, чтобы попрощаться с любовью. В любом случае в эпилоге наряду с печалью звучат жизнеутверждающие ноты.


Эволюция Лаврецкого в процессе развития сюжета

Образ Лаврецкого претерпевает существенные изменения в течение романа. В начале произведения мы видим опустошённого, разочарованного в жизни человека. Он возвращается в Россию, уже не ожидая ничего от жизни, в разговоре с Михалевичем Лаврецкий выглядит как типичный «лишний» человек. Приятель обвиняет его в том, что такие, как он, своё бездействие прикрывают знаниями. До сих пор Лаврецкий тратил свою жизнь бездумно и бесполезно, он повсюду следовал за женой, которая предпочитала развлекаться, блистать в свете. У него не было своей жизни, целей, он не задумывался над тем, для чего живёт. Михалевич предполагает, что вернуть к жизни, задать направление Лаврецкому может какое-нибудь чистое, светлое существо. Эти слова указывают на Лизу, которая действительно спасает Лаврецкого.

На этом этапе герой еще не знает, что ему делать, как он может быть полезен обществу. Постепенно угасает в нем прежний Лаврецкий и зарождается новый. В споре с Паншиным мы видим уже другого человека. Он убеждённо, спокойно опровергает все утверждения оппонента о несостоятельности России, о бесполезности молодого поколения. Лаврецкий утверждает самобытность и новизну своей страны, выражает уверенность в подрастающих силах. Это уже не «лишний» человек, но личность, осознающая свою ответственность, долг, предназначение. Федор Иванович, приехав на родину, освободился от своих страхов, неуверенности, хочет быть нужным. Он признается Паншину, что собирается «пахать землю» и делать это как можно лучше. Процесс духовного развития Лаврецкого, который происходит на фоне отказа от личных претензий и смирения перед действительностью, ведет к обретению им внутренней цельности. В эпилоге появляются постаревший, уставший от жизни герой, он понимает, что его время прошло и обращается к молодому поколению, к новым людям, благословляя их жизнь. Лаврецкий уверен, что их судьба будет легче, им не придется искать свой путь в темноте. Старость, отход от активной жизни Лаврецкого символизируют смену исторических эпох, дворянство в его лице утрачивает свои позиции как господствующий класс.

Прототипы Лаврецкого

Образ Лаврецкого создавался на живом материале, что характерно для творчества Тургенева. Писатель использовал черты разных реальных людей, их судьбы, соединяя в одном персонаже. В Лаврецком много автобиографического: детские воспоминания, спартанское воспитание, мысли о России, желание создать семью, заняться обустройством имения и крестьянского быта. Даже в отношениях Лаврецкого с женой есть отголоски разрыва с П. Виардо. А фамилию Лаврецкая носила одна из родственниц по материнской линии.

Современники увидели в герое черты Н. Огарёва, современника Тургенева. Его скорая, необдуманная женитьба на М.Л. Рославлевой напоминает брак Лаврецкого с Варварой Павловной. Сначала они были счастливы, но потом светская жизнь вскружила голову Мария Львовне. Она тянула за собой Огарева, который страдал от этого. Попытки спасти брак окончились ничем, супруги расстались. Это случилось за границей, и Огарев вернулся на родину один, где вскоре встретил Н. Тучкову. Мария Львовна не хотела давать развод, и первое время супруги просто жили вместе, официально они оформили отношения только после смерти первой жены. Также Лаврецкий похож на Огарева внешне: то же русское лицо «с большим лбом, немного толстым носом и широкими правильными губами».

Определение типического и индивидуального в образе Лаврецкого

Собирательный образ Лаврецкого объединил черты лучших представителей дворянства. Начало его жизни не отличается от детства и юности других представителей его поколения, лучшие годы проходят в бездумных развлечениях. Юношеские годы напоминают судьбу другого героя классической литературы Пьера Безухова. Обманутый, разочарованный Лаврецкий возвращается к истокам, надеясь обрести утраченное. История рода Лаврецких расширяет проблематику: это уже не только частная судьба одного человека, это историческая судьба целого сословия, что говорит о типичности образа Лаврецкого.


Авторское отношение к Лаврецкому

В образе главного героя представлен идеальный образ России, который жил в душе Тургенева, определяя его ценностные ориентиры. Автор создавал этот образ с любовью, предостерегая современников от спешки, он призывал учиться у народа и проводить историческое обновление не спеша, без опрометчивых шагов.

Мое отношение к Лаврецкому

Образ Лаврецкого мне симпатичен своей искренностью и добротой. Герой не отчаялся после измены жены, потери Лизы, он нашел в себе силы жить дальше, творить добро на земле. Лаврецкий, не знавший любви с детства, способен на глубокие чувства, он находит в себе силы простить людей, которые причинили ему зло. Его любовь к Родине вызывает уважение. Несмотря на то, что его жизнь сложилась не так, как ему хотелось, герой не озлобился, он смотрит на будущее поколение без зависти, благословляет молодежь на лучшую жизнь. Не совсем понятно, что имеет в виду герой, говоря в эпилоге о “бесполезной жизни”. То ли он сожалеет о своей жизни в целом, то ли о том, что стал бесполезным стариком. Есть еще такой вариант, что речь идет не только и не столько о жизни Лаврецкого, а о дворянстве в целом, которое за время своего многовекового существования не совершило ничего значительного и теперь уступает место новому социальному классу.

Вывод

Весь роман дворянское гнездо проникнут поэтикой, особенно главы связанные с Лаврецким. Жизнь старых усадеб, дворянских гнезд показана глазами главного героя, вернувшегося на родину из Европы после тяжелого разочарования, он воспринимает родные места по воспоминаниям десятилетней давности. Добролюбов, обычно отзывающийся о таких типах с усмешкой, говорит, что Тургенев «умел поставить Лаврецкого так, что над ним трудно иронизировать».

«Дворянское гнездо» подарило писателю самый большой успех, который когда-либо выпадал на его долю. В этом романе проявилась необыкновенная способность писателя очень тонко, опосредованно изображать внутренний мир персонажей, тончайшие движения их души. Продолжая пушкинские традиции, писатель соединил любовную историю с историей целой страны. Личная драма Лаврецкого показывает драматические изменения в общественной жизни, истории России.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Лизы Калитиной в романе Тургенева «Дворянское гнездо»
  • Образ Варвары Павловны в романе Тургенева «Дворянское гнездо»
  • Образ Марьи Калитиной в романе Тургенева «Дворянское гнездо»
  • Образ Лены Калитиной в романе Тургенева «Дворянское гнездо»