Образ Лизы Калитиной в романе Тургенева «Дворянское гнездо»

Роман И.С. Тургенева «Дворянское гнездо» был написан в 1858 году. Первое название «Лиза» писатель изменил в ходе работы, изначально предполагалось, что судьба главной героини будет раскрывать идею произведения, заключающуюся в том, что долг превыше личных интересов, общее благо предпочтительнее личного счастья. Впоследствии расширился круг проблем, личная драма героини соединилась с судьбой всего дворянского сословия. Новое название произведения указывает на социальный конфликт, каковым является угасание дворянских гнёзд, одной из представительниц которых является Лиза Калитина.



Портретная характеристика Лизы Калитиной

Елизавета Михайловна Калитина – главная героиня романа «Дворянского гнездо». Резкими, правильными чертами она была похожа на отца, только глаза светились добротой. Уже в детстве у нее было такое лицо, что, увидев раз, его не забудешь. Лиза была серьезным ребенком, в куклы не играла, зато интересовалась окружающим миром, задумывалась над разными явлениями. Она была усидчива, способна, но без усилий ей ничего не давалось. Читала она немного, но много думала и шла по жизни «своей дорогой».

Михаил Калитин умер, когда дочери было десять лет. При жизни он был постоянно занят «приращением своего состояния», воспитанием детей (у Лизы еще были брат и сестра) он не занимался. Его участие в их жизни заключалось в том, что он давал деньги на учителей и гувернанток. Мать Марья Дмитриевна также не особенно заботилась о старшей дочери. Когда Лизе было пять лет, к ней приставили няньку из дворовых Агафью Власьевну. Кроме нее, девочкой занималась гувернантка девица Моро, у которой голова была занята мыслями о лакомствах и картах, она ничему не могла научить свою воспитанницу. После смерти отца Лиза поступила на попечение Марфы Тимофеевны Пестовой, тетки по материнской линии.

Повзрослев, героиня превратилась в привлекательную, стройную, высокую, милую, грациозную девушку. Лиза была доброй, «она любила всех и никого в особенности». Наиболее полно ее характер раскрывается в диалогах с Лаврецким, так как с ним она была сама собой, могла обсуждать волнующие ее вопросы.

Цитатная характеристика Лизы Калитиной

Лиза «была серьезный ребенок; черты ее напоминали резкий и правильный облик Калитина; только глаза у ней были не отцовские; они светились тихим вниманием и добротой».

«Отца она боялась; чувство ее к матери было неопределенно». «Лизу сперва испугало серьезное и строгое лицо новой няни: но она скоро привыкла к ней и крепко полюбила». Агафья рассказывала воспитаннице, «как жили святые в пустынях, как спасались, голод терпели и нужду, — и царей не боялись, Христа исповедовали». Лиза ходила «к обедне, как на праздник, молилась с наслажденьем».

«Училась Лиза хорошо, то есть усидчиво». «Она хорошо играла на фортепьяно». «Читала она немного; у ней не было «своих слов», но были свои мысли, и шла она своей дорогой».

«Так росла она — покойно, неторопливо, так достигла девятнадцатилетнего возраста».

«Она была очень мила, сама того не зная». «Вся проникнутая чувством долга, боязнью оскорбить кого бы то ни было, с сердцем добрым и кротким, она любила всех и никого в особенности».

«Лизавета Михайловна девица справедливая, серьезная, с возвышенными чувствами», – отзывался о ней Лемм.

После свидания с Лаврецким она поняла, что «полюбила честно, не шутя, привязалась крепко, на всю жизнь – и не боялась угроз; она чувствовала, что насилию не расторгнуть этой связи».

«Я все знаю, и свои грехи, и чужие, и как папенька богатство наше нажил; я знаю все. Все это отмолить, отмолить надо», – объясняла она Марфе Тимофеевне свое решение уйти в монастырь.

Взаимоотношения Лизы Калитиной с другими героями произведения

Главную роль в формировании характера героини сыграла няня Агафья Власьевна, которая была «молчалива и богомольна», вела смиренную и праведную жизнь. Лиза сначала боялась ее, но, узнав ближе, полюбила. С Агафьей девочка проводила большую часть времени, нянька рассказывала ей о Боге, о житиях святых. Она научила Лизу молиться и водила ее в церковь. Как-то Агафья ушла на богомолье не вернулась, оставив неистребимые ростки веры в душе воспитанницы. Лиза продолжала ходить в церковь, несмотря на протесты Марфы Тимофеевы, Бога она любила нежно и восторженно. Когда ей пришлось выбирать между любовью к мужчине и верой в Бога, она предпочла стать христовой невестой.

Не особенно заботясь о дочери в детстве, Марья Дмитриевна приложила немало усилий, чтобы выдать ее удачно замуж, тем более, подвернулась очень хорошая партия в лице Владимира Николаевича Паншина, столичного чиновника. Молодой человек был красив, умен, талантлив, очень перспективен, но не очень богат. Паншин часто бывал в доме Калитиных, проводил много времени с Лизой, Марья Дмитриева души в нем не чаяла. Он испытывал нежные чувства к Лизе, которые были далеки от любви, и хотел видеть ее своей женой. С большой долей вероятности Лиза вышла бы замуж за него, если бы не появился Лаврецкий.

Отношения с Федором Ивановичем складываются не вдруг, при первой встрече он показался героине странным, не похожим на других. Однако сам тон повествования дает понять, что у Пашина появился серьезный соперник. В дальнейшем у Лизы с Лаврецким обнаруживается много общего: они честные, добрые, открытые люди. Девушка с удивлением отмечает, что едва знакома с Лаврецким, а уже доверяет ему свои тайные мысли. Она видит в нём человека, способного понять то, что её волнует. Он также не задумывается над словами и делится всем, что есть у него на душе, считая замечания Лизы простыми и умными.

Они оба любят Россию, Тургенев прямо не говорит об этом, но поступки героев красноречивее слов. Лиза, став свидетелем спора Лаврецкого с Паншиным, встала на сторону Федора Ивановича. Презрительное отношение Владимира Николаевича к России ее оскорбляет. Когда спор был окончен, Лиза и Лаврецкий, не сговариваясь, отошли к Марфе Тимофеевне. Этот факт говорит о том, что Лиза сделала свой выбор.

Лиза и Лаврецкий полюбили друг друга, они познали великую любовь, которая граничит с трагедией. Им не суждено было остаться вместе, Лаврецкий не свободен. За короткое время герои познали радость любви, надежду на счастье и отчаяние из-за невозможности быть вместе.

Они, вероятно, не открыли бы своих чувств друг другу, если бы не известие о смерти жены Лаврецкого. Даже открывшись, Лиза считает, что счастье не зависит от людей, на все воля Божья. Когда же Варвара Павловна вернулась, живая, здоровая, совершенно без денег, счастье оказалось невозможным, в первую очередь для Лизы. Воспитанная богомольной няней героиня обладает высоким чувством долга, она не могла позволить себе разрушить даже такой непрочный союз. Возвращение Варвары Павловны она воспринимает как наказание за свои грешные мысли. Она предчувствовала, что обычное человеческое счастье ей недоступно. «Даже когда у меня были надежды на счастье, сердце у меня все щемило», – признается она.


Эволюция Лизы Калитиной в процессе развития сюжета

Любовь к Лаврецкому оказывает большое влияние на героиню. В начале произведения мы видим юную, милую, грациозную особу, внешность которой производит неизгладимое впечатление на окружающих. До встречи с Лаврецким можно было предположить, что речь пойдет о ее отношениях с Паншиным, который так же, как она, молод, обаятелен, умен.

Постепенно характер Лизы открывается читателю: она добра к людям, невзирая на их социальное положение; свято верит в Бога, что Марфа Тимофеевна считает неприемлемым для дворянки. Лизу не захватывают страсти, она спокойно и ровно идет по жизни. Создается впечатление, что вся ее жизнь, настоящая и будущая, разложена по полочкам. Появление Лаврецкого не потрясло ее, но в душе поселились новые чувства, ощущения, которые напугали ее. Лаврецкий - женатый мужчина, любовь к нему греховна, Лиза пытается побороть это чувство, но от судьбы не уйдешь, на всё воля Божья, и эта любовь - испытание. Лиза не может жить в грехе, у нее остается один выход – монастырь.

В конце романа мы видим повзрослевшую героиню, она приняла страдания, как те святые, о которых говорила Агафья. Героиня смиренно принимает свою судьбу, хотя чувствуется, как тяжело ей это дается. На лице Лизы появилась бледность, глаза стали тусклыми – все это говорит о невероятной душевной боли, отчаянии. Во время последней встречи с Лаврецким она словно пытается убежать от него, боясь не справиться с собой.

В эпилоге Лаврецкий встречает монахиню, которая все же не отреклась от любви к нему, об этом говорят сжавшиеся руки и дрогнувшие ресницы. Это уже не юная, милая барышня, а сильная, способная на большие чувства и жертвы женщина.

Прототипы Лизы Калитиной

В образе Лизы Калитиной соединились черты и поступки разных современниц Тургенева. Многие читатели тех лет узнавали в героине своих знакомых. На первом месте стоит В. С. Аксакова, которая близка героине своими взглядами. Она говорила, что можно жить без душевного счастья, но не без духовного. Жизнь человека – это трудный подвиг, что созвучно с житиями святых. Вера Сергеевна старалась строить жизнь в соответствии с божьими требованиями, преодолевая свою земную природу. Она считала, что люди грешат больше, нежели каются. В жизненных принципах Аксаковой чувствуется сходство с образом мыслей героини Тургенева.

Уход Лизы в монастырь, вероятно, подсказан историей орловской жительницы Евдокии Коротневой, которая стала монахиней из-за несчастной любви в 1842 году. Предполагается, что эту историю рассказал Тургеневу друг, который купил дом у Коротневых.

Есть у Лизы и литературной прототип Татьяна Ларина, с биографией которой можно найти много точек соприкосновения. Подобно пушкинской Татьяне, героиня Тургенева «русская душой».

Определение типического и индивидуального в образе Лизы Калитиной

Такое количество прототипов указывает на типичность образа героини. Лиза получила домашнее образование, у нее была няня из дворовых, гувернантка из Франции – все это можно сказать о большинстве дворянских девушек начала 19-го века. Подобную мысль высказывает и Д. И. Писарев, который считает, что образ Лизы «правдоподобен, размеры ее личности совершенно обыкновенные».

Однако есть у Лизы черты, выделяющие ее из общей массы. К таким качествам относятся, безграничная доброта, поиск своего пути в жизни. Героиня проникнута чувством долга и любовью к Богу. Судьба Лизы сближает ее с героинями из народа. О женском счастье мечтали Агафья и Маланья, но их счастье было мимолетным, а горя хватило с избытком. В народных песнях девушки страдают из-за того, что нельзя «рябине к дубу перебраться». Очень редко крестьянки выходили замуж по любви.

Далеко не каждая дворянка предпочла бы исполнение христианского долга личному счастью, подтверждением этой мысли служит образ Варвары Павловны, который противопоставлен образу Лизы.

Они обе в разное время покорили сердце Лаврецкого. Варвара Павловна красива, умна, талантлива, но совершенно пуста внутренне. Она любит уют, комфорт, развлечения, наслаждается жизнью, блистает в свете, флиртует с мужчинами и в этом находит свое счастье. Она увлечена внешним блеском и мало задумывается о духовном. У Лизы, в отличие от нее, богатый внутренний мир, она размышляет о жизни, заботится об окружающих. Варвара Павловна с ее блеском, умом, умением приспосабливаться олицетворяет европейский образ жизни, который направлен на удобство, внешнюю мишуру. Духовность, открытость, честность, доброта Лизы соответствует русскому национальному характеру. Этим противопоставлением Тургенев подчеркивает социальный конфликт романа, выводит частную драму Лизы на исторический уровень.


Авторское отношение к Лизе Калитиной

Лиза Калитина - любимая героиня Тургенева, в ней воплотились черты, которые писатель больше всего ценил в женщинах: нежность, открытость, привлекательность, способность пожертвовать собой во имя любви, счастья других людей. Героиня воплощает пушкинский идеал, который так высоко ценил Тургенев.

Мое отношение к Лизе Калитиной

Мне очень симпатичен образ Лизы: ее скромность, нежность, доброта. Она не особенно занята собой, для нее на первом месте стоит Бог. Все свои мысли, поступки она проверяет любовью к Богу. В ее душе нет месте злу, зависти, гордыне. Это, действительно, идеальная девушка.

В наше время таких людей считают странными, несовременными. Я же думаю, что такие качества, как честность, доброта, любовь, должны цениться в любое время, так как они являются мерилом человечности.

Вывод

Лиза Калитина обладает цельным, сильным характером. В образе Лизы Тургенев воплотил идею объединения дворянской интеллигенции с народом. Героиня является символом уходящей, патриархальной, дворянской России.

В ее словах «отзывает меня что-то» сквозит неопределенность, которая характерна для России того времени. Грядут большие перемены, неизвестно, чем они обернутся. Страх героини перед чем-то неизвестным олицетворяет тревогу, которую испытывало все дворянское сословие.

Значение образа Лизы в первую очередь связано с идеей долга, в исполнении которого она видит свое спасение, искупление родовых грехов. Любовь, вера в Бога, долг - понятия, руководящие поступками Лизы. Они перекликаются со словами Михалевича, которые он считал главными в жизни: «религия, прогресс, человечность». С этой точки зрения образ Лизы приобретает вселенский масштаб, указывая на пути спасения всего человечества.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Лаврецкого в романе Тургенева «Дворянское гнездо»
  • Образ Варвары Павловны в романе Тургенева «Дворянское гнездо»
  • Образ Марьи Калитиной в романе Тургенева «Дворянское гнездо»
  • Образ Лены Калитиной в романе Тургенева «Дворянское гнездо»