Образ Марьи Щетининой в романе Толстого «Воскресение»


Марья Павловна Щетинина – второстепенная героиня романа Л.Н. Толстого «Воскресение». Писатель особое внимание обращает на внешность девушки. Героиня была «полная, румяная, красивая», одета в серое платье и пелеринку. Лев Николаевич отмечает, что всё в ней красиво: и белые руки, и волнистые остриженные волосы. Но больше всего привлекали внимание глаза: «карие, бараньи, добрые, правдивые». Именно их запомнил Дмитрий Нехлюдов. Он тогда пришел на свидание к Богодуховской, а когда вошел в комнату, встретился взглядом с этой прелестной девушкой.

Марья Павловна была высокого роста, отличалась широкой, почти мужской походкой. Её движения, манеры выдавали уверенность в себе. У одной из политических был сын Коля. Очень любознательный мальчик. Он спросил Нехлюдова, к кому тот пришел. Надзиратель заметил, что мальчишка разговаривает с посторонним и велел матери забрать ребенка. Забрала его Марья Павловна. Она заговорила с Нехлюдовым. Дмитрия поразила её ласковость и братское отношения. Лицо героини озарила такая светлая улыбка, что и Коля и Нехлюдов невольно улыбнулись в ответ. В следующий раз Марью Павловну Нехлюдов увидел в Сибири.

Щетинина при любой возможности помогала другим. Она шла пешком, потому что уступила место уголовной беременной, потом вызвалась нести девочку, которую у отца вырывали конвойные.

Щетининой очень восхищалась Маслова. Катюша знала историю Марьи Павловны. Девушка воспитывалась в генеральском доме, знала три языка. У неё не было матери, а отца она не любила. В девятнадцать лет Марья с товаркой ушла из дому, работала на фабрике. После фабрики немного жила в деревне, а потом переехала в город, где была тайная типография. Здесь её и арестовали. Марья Павловна взяла на себя выстрел, сделанный в темноте одним революционером во время обыска. За это её и приговорили к каторге. Щетинина никогда не рассказывала об этом случае, но говорили другие.


Щетинина говорила, что революционеркой стала потому, что роскошная господская жизнь вызывала у неё отвращение. Ей было гораздо веселее с кухарками и кучерами, чем с представителями высшего общества.

Марья Павловна была скромная, никогда не кокетничала, «держала себя как самая простая работница». Богатый брат присылал ей деньги, но она раздавала их другим. Сама же одевалась и обувалась бедно, не обращая внимания на внешность. Интересно, что при этом героиня знала, что она красива, ей было это приятно. Тем не менее, внимание мужчин её не радовало, она чувствовала отвращение к влюблению. Товарищи-мужчины Щетининой знали об этом, поэтому не показывали своего к ней влечения.

Маслова подружилась с Щетининой, но не сразу. Марья Павловна сначала чувствовала гадливость к Катюше, потом сделала усилие над собой и стала добра к Катюше. Так началась их дружба. Влияние Марьи Павловны на Катюшу было положительное. Стоит отметить, что Марья Павловна во всех пыталась видеть что-то хорошее. Она как-то упрекнула Новодворова за то, что он не умеет этого делать.

Среди политических заключенных был Крыльцов. Он влюбился в Щетинину, но свои чувства подавал под видом дружбы. Крыльцов был тяжело болен, Марья Павловна до последнего пыталась спасти его.

О судьбе Марьи Павловной Щетининой из романа Л.Н. Толстого «Воскресение» на каторге ничего не известно. В последний раз читатель встречает её под больницей, куда поместили Крылцова.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Катюши Масловой в романе Толстого «Воскресение»
  • Образ Дмитрия Нехлюдова в романе Толстого «Воскресение»
  • Образ Веры Богодуховской в романе Толстого «Воскресение»
  • Образ Набатова в романе Толстого «Воскресение»