Образ Марии Розальской в романе Чернышевского «Что делать?»


Н.Г. Чернышевский в романе «Что делать?» противопоставил "новых людей" обществу "старых людей", ярким представителем которых является Марья Алексеевна, мать Веры Розальской.

В семье Веры именно Марья Алексеевна играла главную роль.

Ее образ писателем описан очень полно и ярко. Это грубая женщина, которая живёт по старым принципам: пренебрежительно относится к прислуге, пытается заработать деньги любыми путями.

Марья Алексеевна пытается выдать собственную дочь за человека, которого Вера совершенно не любит и не ценит, только из-за его материального положения.

Автор показывает свое отношение к героине ироничным определением: Розальская - "строгая хранительница добрый преданий".

Данный женский образ типичен: он встречается в современном Н.Г. Чернышевскому обществе повсюду.

Образ Розальской-старшей - пример власти самодурства, образ этот является традиционным для русской литературы. Новаторским является то, что Н.Г. Чернышевский показал не только результат старых порядков, но и причины развития людей, схожих с Марьей Алексеевной.

Н.Г. Чернышевский иронично называет главу, посвященную героине, похвальным словом. Здесь автор демонстрирует главный принцип ее жизни: нужно "обирать да обманывать". По ее мнению, раз нет "нового порядка", нужно жить по-старому. Этому она учит и свою дочь. Однако Вера не поддерживает эту безнравственность "старых людей".


В главе "Второй сон Веры Павловны" героиня сама рассказывает историю своей жизни.

Она называет себя злой ведьмой и со злостью обращается к своей дочери и иронично задаёт ей вопрос: можно ли Марье Алексеевне, грубой и злой пьянице, разговаривать с такой чистой и благородной девушкой, коей была Вера.

Мать Веры признает, что она зла и "дурна", однако она объяснила, почему она вела себя так.

Раньше она была доброй, но общество, которое воздействовало на нее, заставило ее жить по существующим тогда правилам.

Героиня говорит Вере, что если бы она не была злой, то Вера бы и не узнала, что такое добро.

Она не просит, чтобы дочь любила и уважала ее, потому что она этого не достойна. Но она требует от Веры благодарности. Потому что "новые люди" появились только в противовес таким злым людям, как Марья Алексеевна. Такие люди мотивируют "новых людей" становиться сильными, поэтому они нужны для их развития.

Она была из тех злых людей, которые хотели блага: "у нее были дурные мысли, но из них выходила польза человеку".

Писатель показывает, что «новые люди произрастают не в теплицах; они вырастают среди окружающей их пошлости и ценой громадных усилий должны преодолевать опутывающие их связи со старым миром.

Писатель не отрицает способностей героини и силу ее характера. Н.Г. Чернышевский говорит о том, что в других социальных условиях Марья Алексеевна была бы совершенно другой. Именно обстановка воспитывает человека в определенном ключе. Именно поэтому автор называет Марью Алексеевну не дрянным человеком, а дурным.

Однако Н.Г. Чернышевский показывает героиню не только как жертву общества, но и как яркую представительницу "старого порядка", которая приносит вред другим людям.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Кирсанова в романе Чернышевского «Что делать?»
  • Образ Натальи Крюковой в романе Чернышевского «Что делать?»
  • Образ Мерцалова в романе Чернышевского «Что делать?»
  • Образ Сторешникова в романе Чернышевского «Что делать?»