Образ Марии в поэме Маяковского «Облако в штанах»


Владимир Владимирович Маяковский – советский поэт, вошедший в литературу как идейный представитель футуризма. Дальше же автор пошел личным новаторский путем. Особое место в творчестве Маяковского отводится поэме «Облако в штанах». В ней же интересен образ лирической героини Марии.

Прототип этой героини собирательный. Критики и современники Маяковского называют несколько женских образов, легших в основу образа Марии. Традиционно женщиной, вдохновившей поэта на создание поэмы, является молодая художница Мария Александровна Денисова. С ней Маяковский познакомился во время турне футуристов по стране. В компании Бурлюка и Корнилова поэт приехал в Одессу. Здесь то в январе 1915 года он и познакомился с красивой девушкой, Марией Денисовой, отказавшей поэту в продолжении отношений после недолгого трехдневного общения. Корнилов вспоминает, что Маяковский находился под огромным впечатлением от встречи с художницей, под влиянием нахлынувших чувств метался по гостиничному номеру и не знал, что предпринять.

Следующей женщиной, ставшей прототипом лирической героини из поэмы, считается Софья Андреевна Шамардина. С ней у Маяковского был короткий роман длиною в полгода. Софья сама оставила поэта. Возможно, эта история также могла послужить толчком к написанию «Облака в штанах».

Версий много, однозначного мнения нет. Посвящена поэма вообще женщине, с которой во время написания текста Маяковский и знаком не был, - Лилии Брик. И в посвящении к поэме значится – «Тебе, Лиля». Вопрос прототипов, конечно, интересен, но большего внимания заслуживает сама лирическая героиня. Посмотрим, какой ее изображает поэт.


В начале произведения молодой человек ждет появления Марии. Она же все не идет. Каждый час ожидания повергает героя в еще большее отчаяние, нервы бьют чечетку. Обещала прийти в 4, а уже прошло и восемь, и девять. Герой смотрит в окно, прикасаясь лбом к холодному стеклу. Дождливо. На душе серая тоска: будет ли любовь. И если будет, то какая, большая или крошечная. А вот уже и полночь, и сил ждать совсем не остается.

И вдруг появляется та самая Мария. Ее резкие слова о том, что она выходит замуж, повергают нас в шок. Уж такого поворота событий мы никак не ожидали. Герой же спокоен, как покойник. Точнее он делает такой вид. Никаких больше слов героиня не произносит. Мы же узнаем из речи самого молодого человека, что когда-то она говорила ему о Джеке Лондоне. Зачем Маяковский вводит этого героя в поэму? Тем самым он пытается снизить образ героини. В это время Джек Лондон очень популярен среди массовой аудитории. Любовь романтических приключенческих романов ставит Марию в один ряд с серой безликой толпой.

Затем Маяковский проводит сравнительную параллель между Джокондой и Марией. Последнюю также украли, считает он. Поэт думает, что девушка дразнит его, и напоминает, что случилось с Помпеей, когда раздразнили Везувий.

А дальше с девушкой мы больше не встречаемся. Поэт будто забыл про нее. Но нет: ее именем наполнена вся 4, последняя, часть. Теперь ее имя приравнивается Богу и с ним на устах лирический герой продолжает свой тернистый жизненный путь.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ лирического героя в поэме Маяковского «Облако в штанах»
  • Тема любви в поэме Маяковского «Облако в штанах»
  • Особенности характера лирического героя в поэме Маяковского «Облако в штанах»
  • Прообраз лирической героини поэмы Маяковского «Облако в штанах»