Образ Матеры острова в повести Распутина «Прощание с Матёрой»


В основе сюжета повести В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой» – выселение людей из сибирского острова перед грядущей стройкой ГЭС. В системе образов произведения занимает Матера. Так назван и остров, и деревня в которой разворачиваются события.

Остров-деревня Матера расположен на реке Ангара в Иркутской области, о чем свидетельствует одно из описаний местности: «Ниже по Ангаре строят плотину для электростанции». Из-за этой стройки вода в речке поднимется и затопит деревню. Земли спасти никак не удастся, поэтому людям придется покидать родные места.

Согласно легенде, уже три сотни лет живут на острове люди. Первым здесь поселился какой-то «зоркий и выгадливый» человек. Теперь же здесь есть дома, которым двести и больше лет. Они хранят дух старины. Есть и новые постройки «ставленные и тридцать и двадцать лет назад, не успевшие почернеть и врасти в землю...».

Остров-деревня достаточно большой. Он «растянулся на пять с лишним верст», а это более пяти километров. Здесь есть и леса и поля, и болотце. Неподалеку раскинулся еще один остров – Подмога. Иногда материнцы называли его Подногой. Здесь они держали колхозные поля, но на момент описываемых событий их забросили.


Название «Матёра» толкуется как «материнская земля», «мать». Действительно, эти земли для местных жителей такие же родные, как мать, так же их кормят, поят, дают все необходимое для жизни. Природа острова плодородна: «хлеба, огородной большой и малой разности, ягод, грибов, всякой дикой пригодной всячины». Автор восхищается такими богатствами, говорит, что люди не знали о своем счастье, пока над ними не нависла угроза выселения. Раньше на Матере собирали такой урожай, что хватало его для вывоза «на север, на восток».

Есть у острова и свой Хозяин – небольшой зверек, который следит за порядком. Каждый день он оббегает Матеру, знает будущее ее и ее жителей.

Матера – многострадальный остров. История не жаловала его, приводила торговцев, казаков, арестантов. В 1918-1922 гг. Матеру охватывали бои гражданской войны, например, «два полных дня грохотал здесь бой между колчаковцами, занявшими остров, и партизанами». Для многих эти земли стали вечным домом. Были на веку острова и другие напасти: наводнение, затопившие половину его, голод, пожары, разбой. Всё пережила Матера, только технический прогресс грозил остановить ее сердце.

Не только за плодородные земли любят местные жители Матеру. Остров хранит нравственные законы, обычаи и традиции, которые лелеяли годами. В этих землях нашли вечное пристанище их предки. Матера похожа на ковчег, который попал в стихию и вот-вот рискует быть разбитым. В произведении есть прозрачная аллюзия на библейский образ: «хватало в ней и раздолья, и богатства, и красоты, и дикости, и всякой твари по паре – всего, отделившись от материка, держала она в достатке». Думаю, все помнят, что в ковчеге Ноя также осталось «всякой твари по паре».

В финале повести видим, как Матера уходи под воду, а вместе с ней – ее верные жители. Теперь остров напоминает таинственную Атлантиду. А матеровцы, кажется, будут жить вечно под водой на родных землях.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Симы в повести Распутина «Прощание с Матёрой»
  • Образ Лиственя в повести Распутина «Прощание с Матёрой»
  • Образ Дома в повести Распутина «Прощание с Матёрой»
  • Женские образы в повести Распутина «Прощание с Матёрой»