Образ монаха в поэме Лермонтова «Мцыри»


Монах – второстепенный персонаж написанной М.Ю. Лермонтовым поэмы «Мцыри». Образ монаха занимает важное место в судьбе центрального персонажа Мцыри.

Монах служит в монастыре, находящемся там, где сливаются Арагва и Кура. На момент повествования монах был уже старым, седым, бессильным, что читатель узнает из слов Мцыри.

Когда мимо монастыря проезжал русский генерал, который вез больного пленного ребенка, монах забрал этого ребенка в стены монастыря. В повествовании указывается, что монах поступил так «из жалости».

Монах не был способен увидеть тоску Мцыри и то, что он тяготился своим одиночеством и нахождением вдалеке от Родины.

Когда после побега обессиленного и умирающего Мцыри принесли обратно в монастырь, узнать о произошедшем «с увещеваньем и мольбой» к нему пришел тот самый монах.

Исповедь Мцыри, которая занимает в поэме основную часть, обращена к старому монаху. В процессе рассказа о произошедших событиях и своих чувствах до, во время и после побега Мцыри обращается к монаху, раскрывая тем самым его образ. Монах в свою очередь не перебивает Мцыри, не задает ему больше никаких вопросов, а с вниманием слушает его исповедь. Мцыри будто бы предугадывает все те вопросы, которые хочет задать ему монах: «Ты хочешь знать, что видел я // На воле?», «Ты хочешь знать, что делал я // На воле?».

Мцыри благодарит монаха за то, что он пришел послушать его исповедь, ведь Мцыри считал так: «Все лучше перед кем-нибудь // Словами облегчить мне грудь».


Мцыри словно упрекает монаха за то, что он забрал его в монастырь, а не дал спокойно умереть, когда он оказался в плену. Фраза «я слышал много раз, // Что ты меня от смерти спас» говорит о том, что монах действительно считал себя спасителем, не понимая той боли, которую испытывал все это время Мцыри.

Мцыри отмечает, что монах, конечно, хотел, чтобы он отвык от «священных слов «отец» и «мать»».

Сравнение монаха и Мцыри позволяет понять жизненную позицию Мцыри: если для монаха служба в монастыре была отрадой, то Мцыри относился к жизни в монастыре, как к жизни в тюрьме, где он не имел права на свободу, которую так ценил. Из-за того что монах жил так, как хотел жить, а Мцыри такой возможностью не обладал, он обращается к старику с такими словами: «Ты жил, старик! // Тебе есть в мире что забыть, // Ты жил, – я также мог бы жить!».

Сопоставление монаха и Мцыри позволяет глубже раскрыть образ последнего. Когда старых монах и другие монахи «столпились при алтаре» во время грозы и «ниц лежали на земле», Мцыри убежал из монастыря, радуясь тому, что ему удалось «обняться с бурей», которую боялись монахи.

Подчеркивая свое одиночество и непонятость окружающими людьми, Мцыри говорит о том, что монаху, который был уже «слаб» и «сед», «постыл» «прекрасный свет», что он уже «от желаний отвык», следовательно, он не сможет понять чувства еще молодого Мцыри.

Если сначала Мцыри называет монаха «стариком» (4, 5, 15, главы), то в финале исповеди (глава 25) он обращается к нему так: «отец».

Перед смертью исповедовавшийся Мцыри просит монаха похоронить его там, откуда будет виден Кавказ, куда Мцыри так и не удалось добраться.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ грузинки в поэме Лермонтова «Мцыри»
  • Образ барса в поэме Лермонтова «Мцыри»
  • Смысл названия поэмы Лермонтова «Мцыри»
  • История создания поэмы Лермонтова «Мцыри»