Образы Москвы и Петербурга в романе Пушкина «Евгений Онегин»


В романе в стихах «Евгений Онегин» А.С. Пушкин особое внимает уделяет образам Петербурга и Москвы. Сначала действие произведения происходит в Петербурге, где читатель знакомится с центральным персонажем Евгением Онегиным. В финале произведения действие происходит в Москве, где проживает Татьяна Ларина и куда приезжает Евгений Онегин.

В первой главе продемонстрирована жизнь петербургского дворянства.

Высшее общество признало Онегина умным и очень милым человеком, потому что он умел писать и говорить по-французски, танцевать мазурку, непринужденно кланяться, а также потому что он был одет по последней моде. Это говорит о том, что петербургское общество особое внимание уделяло внешнему виду и светским умениям.

Через образ жизни еще не разочаровавшегося в свете Онегина А.С. Пушкин описывает образ жизни всего дворянства Петербурга: с обеда приносятся записки, в которых заключены приглашения на различные светские мероприятия. Уже в темное время суток представители высшего света приезжают на балы, где царят веселье, лучшая кухня и лучшие вина. Евгений Онегин не задерживается в одном месте, ведь в день его пригласили на три мероприятия. Герой заехал в театр, хотя ему он был вовсе не интересен. После посещения театра Онегин отправляется домой, чтобы переодеться, и вновь отправляется на бал, где царствуют забавы и танцы. Домой представители дворянского общества возвращаются уже утром, когда Петербург «неугомонный», то есть рабочий народ, уже пробужден. В светском обществе такой образ жизни был обыденным и однообразным.


Образ Москвы широко раскрывается в седьмой главе романа в стихах. Уже в трех эпиграфах, помещенных перед главой, заметно авторское отношение к этому городу: Москва любима А.С. Пушкиным. На это указывает и лирическое отступление о том, как Наполеон хотел завоевать Москву, но та оказалась сильным противником.

Авторское отношение к Москве наблюдается особо ярко в лирических отступлениях. А. С. Пушкин, обращаясь к Москве, говорит о том, что он в своей «блуждающей судьбе» часто думал о Москве. Также А.С. Пушкин говорит о Москве фразу, которая приобрела афористический характер в современном обществе:

«Москва... как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!».

Несмотря на любовь к Москве, А.С. Пушкин описывает ее с разных сторон. Здесь также царствует светская фальшь. Татьяну Ларину принимают «младые грации Москвы», потому что они «покорствуются судьбе». Общаться с представительницами высшего света принято, не важно, каково истинное отношение друг к другу. И такая, как Татьяна Ларина, кажется для светских кокеток странной и провинциальной. Героине чужд этот город и чужды принципы светского общества, но постепенно Татьяна становится его частью.

Таким образом, образ Петербурга и образ Москвы занимают особое место в повествовании. Эти образы не только помогают воссоздать народную жизнь той эпохи, но и являются важным сюжетным элементом, позволяющим показать судьбы главных героев. Образ Петербурга помогает в раскрытии образа Евгения Онегина, образ Москвы – Татьяны Лариной.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ музы в романе Пушкина «Евгений Онегин»
  • Почему отношения между Онегиным и Татьяной сложились так трагически?
  • Характеристика семьи Лариных (по роману Пушкина «Евгений Онегин»)
  • Как объясняет Пушкин выбор имени Татьяна для своей героини? (по роману Пушкина «Евгений Онегин»)