Образ неба в романе Толстого «Война и мир»


Роман-эпопея Л. Толстого «Война и мир» показывает судьбы разных людей в контексте событий начала XIX века. Вот уже несколько поколений зачитываются произведением. В чем же секрет актуальности романа и гения Л.Н. Толстого? Видимо, все дело в том, что писатель в своих произведениях выступал сразу в нескольких ипостасях: рассказчика, художника, психолога и философа. В «Войне и мире» важна не только событийная линия, но и несюжетные элементы, в том числе и пейзажи.

Среди многочисленных картин природы в произведении привлекают внимание описания дневного и ночного неба. Врезается в память небо над Аустерлицем, которое читатель глазами раненого Андрея Болконского. До поражения в бою молодой человек считал, что смысл жизни в подвигах и построении карьеры. «Высокое небо» перевернуло мировоззрение Болконского. Герой думает: «Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал наконец». Эту фразу нужно воспринимать в переносном значении: мужчина осознал, что все земное «суета сует». В мире есть нечто вечное, познать которое, увы, может не каждый.

Благодаря небу Болконский понял, что Наполеон не властелин, не всемогущий, а лишь маленький ничтожный человек. После небесного озарения герой больше не стремится к ведущим ролям в политической и военной жизни. Его любовь к Наташе также связывается образом неба. Наташу мужчина считает «небесной душой», именно это и порождает в его душе светлые чувства к девушке. Но настал момент, когда «высокое небо» превратилось для Болконского в «тесный свод» Причина такой метаморфозы – измена Наташи.


Мотив неба находит место и в описании судьбы Пьера Безухова. 1812 ознаменовался падением кометы. Люди считают, что это явление предвещает конец света. Но только не Пьер. Мужчина наблюдает за кометой после разговора с Наташей и толкует ее как радостный знак: само небо «сказало» ему о любви. Зрелище порождает в душе Пьера ощущение ничтожества всего земного. По сути, в душе и сознании героя происходят изменения, которые раннее наблюдались на примере образа Болконского.

Также Пьер завязывает «беседу с небом» во время пребывания в плену. «Бесконечная даль» и «полный месяц» придают герою жизненной силы. Он понимает, что пленить только человеческое тело, душа же всегда свободна, как и небо.

Образ неба в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» выполняет различные функции: это и инструмент психологизма, и философский символ. Небо помогает показать истинную душу героев, отобразить их переживания. В символическом контексте небо стоит толковать как олицетворение вечности, высших сил, озарения и справедливости. Далекая высь полна тайны, она контрастна земному бытию, наполненному суетой и лживостью. Небо помогает очистить помыслы людей, а вместе с тем внести хоть каплю гармонии и чистоты в земную жизнь.

В более широком значении небо в романе Льва Николаевича следует понимать как олицетворение Бога, который приходит к человеку в переломные моменты, наполняет душу светом и верой в себя.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Сравнительная характеристика Кутузова и Наполеона (по роману Толстого «Война и мир»)
  • Образ Тихона Щербатого в романе Толстого «Война и мир»
  • Образ русского воина в романе Толстого «Война и мир»
  • Почему князь Андрей и Пьер – друзья? (по роману Толстого «Война и мир»)