Образ Новодворова в романе Толстого «Воскресение»


Новодворов – второстепенный герой романа Л.Н. Толстого «Воскресение». Это знаменитый революционер. Дмитрий Нехлюдов познакомился с ним, когда пришел навестить Маслову. О внешности революционера сказано немного: «курчавый рыжеватый человек в очках и гуттаперчевой куртке». Новодворов носил очки. Под ними можно было рассмотреть голубые глаза.

Новодворова уважали другие революционеры, а вот Нехлюдов справедливо считал, что он не отличался нравственными качествами. Дело в том, что мнение о себе давно переросло умственные качества Новодворова.

Л.Н. Толстой противопоставляет Новодворова Симонсону. Новодворов, по определению писателя, обладал женским складом ума. Его мысли отчасти были направлены на достижение целей, а отчасти – на оправдание поступков.

Нехлюдову казалось, что революционная деятельность Новодворова была направлена на то, чтобы первенствовать перед людьми. Действительно, Новодворов был тщеславным человеком. Он привык, чтобы с его мнением считались, чтобы люди следовали его убеждениям. В спорах, дискуссиях герой яростно доказывал своё.

Новодворов обладал способностью точно передавать чужие мысли. Благодаря этому героя очень ценили в гимназии, университете. Тогда он был собой удовлетворен. Когда же обучение закончилось, первенство прекратилось. После этого Новодворов из «постепеновца-либерала» сделался красным, народовольцем».

Очень скоро Новодворов стал руководителем партии. И достигнул он этого не своими способностями, а отсутствием нравственных и эстетических свойств. Революционер начал придерживаться одного курса, теперь ему всё казалось простым и ясным. Причиной этого была узость и односторонность взглядов.


Новодворов был очень самоуверенным человеком. Эта черта лишь подчиняла окружающих или отталкивала их. Подчинял герой в большей степени молодых людей, потому что они принимали самоуверенность за мудрость.

Деятельность героя была нацелена на организацию восстания, в ходе которого Новодворов хотел захватить власть. Это дало бы ему возможность созвать собор, чтобы предложить свою программу. Новодворов был очень уверен в своей программе, считал, что она исчерпывает все вопросы, поэтому никто не сможет отказаться от её исполнение.

Товарищи не любили Новодворова, хоть и уважали его за решительность и смелость. Сам революционер относился к выдающимся людям как к соперникам. Была бы его воля, он бы отобрал все способности соперников, чтобы они не мешали ему проявлять себя. Хорошо Новодворов относился только к тем людям, которые преклонялись перед ним, например к Кондратьеву, Богодуховской и Грабец. Кстати, и Богодуховская, и Грабец были влюблены в Новодворова. Он же испытывал чувства к хорошенькой Грабец.

Женщин Новодворов считал глупыми и ничтожными, кроме тех, в которых был влюблён. У героя была фиктивная и настоящая жена. С последней он разошелся, когда понял, что между ними нет истинной любви. Теперь он хотел вступить в свободный брак с Грабец.

Новодворов презирал Нехлюдова за то, что тот «кривлялся» с Масловой, а также за то, что Дмитрий Иванович не разделял его взглядов, думал иначе, чем он.

Новодворов из романа Л.Н. Толстого «Воскресение» – пример человека, приземленного, но очень самолюбивого и самоуверенного. Этот образ доказывает, что Л. Толстой не идеализирует революционеров, а демонстрирует и их достоинства, и недостатки.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Симонсона в романе Толстого «Воскресение»
  • Прототип Катюши Масловой из романа Толстого «Воскресение»
  • Прототип Дмитрия Нехлюдова из романа Толстого «Воскресение»
  • Судьба Катюши Масловой (по роману Толстого «Воскресение»)