Образ Олега Баяна в пьесе Маяковского «Клоп»


Сатирические произведения Маяковского направлены против социальных пороков, получивших широкое распространение после победы пролетариата в России. В пьесе «Клоп» автор выступает против мещанства, обывательства и перерожденства.

Каждый образ произведения несет определенную идейную нагрузку. Второстепенный персонаж Олег Баян при первой встрече производит впечатление балагура, острослова. Он выгодно отличается от Присыпкина тем, что у него богатый словарный запас, видны интеллект, образование и широкий кругозор. Что же этот герой представляет собой на самом деле?

Начнем с прошлого этого персонажа. Он так же, как и Присыпкин поменял свою неблагозвучную фамилию Бочкин на музыкальную Баян. Этот внешний факт указывает на внутреннее сходство этих двух героев. Кроме того, возникает ассоциация с героем древнерусской литературы сладкоголосым Баяном, который любит приукрашивать жизнь.

Когда-то Баян презентовал себя писателем, поэтом, на самом деле выдавая чужие произведения за свои. Теперь род его занятий изменился: он учит молодежь писать стихи, петь и обманывать других людей. Баян – яркий образ приспособленца, ему при любой власти будет хорошо, он всегда найдет свою нишу и любую ситуацию сможет использовать с выгодой для себя.


Присыпкин тоже является подопечным Баяна, перерождение в Скрипкина происходит с его легкой руки. Достаточно обратить внимание на реплики героя, с которыми он обращается к Скрипкину. Баян дает ему установки: дом «должен быть полной чашей», «танцы и пиво у него должны бить фонтаном». Баян внушает Присыпкину, что тот относится к победившему классу и имеет право все сметать на своем пути. Он прививает ему правила светского этикета, учит его одеваться, танцевать.

Речь героя особенно примечательна: в ней сочетаются иностранные слова и политическая атрибутика. Он соединяет древних греков и марксизм, рассказывая, какая свадьба должна быть у Скрипкина. Описание «красной» церемонии звучит издевательски, но Присыпкин этого не замечает в силу своей малообразованности и низкого интеллекта. Этим пользуется Баян, стараясь получить с мероприятия большую выгоду.

Казенные штампы в речи персонажа позволяют соотносить частную историю с историей страны в целом. Он говорит о «капитальных шагах» в процессе создания новой семьи, словно пишет очерк в газету, сообщая о стройке века. В словах Баяна мы видим критику окружающей социалистической действительности. Новую республику он определяет как страну, где соединились «буржуазное окружение и построение социализма», то есть два взаимоисключающих строя. Он иронизирует над путем борьбы пролетария Скрипкина, который в этой борьбе потерял партбилет, но «приобрел много билетов государственного займа». Баян выступает в роли дьявола, искушающего молодые души.

Существует мнение, что персонаж имеет реально существовавшего прототипа. Среди знакомых Маяковского был В.И. Сидоров, взявший себе псевдоним Вадим Баян. Северянин характеризовал его как быкобразного, но добродушного дилетанта. Увидев комедию, Сидоров выступил с открытым письмом к Маяковскому в «Литературной газете». Автор «Клопа» предложил ему сменить псевдоним.

Отрывая молодых пролетариев от своего класса, Баян внушает им ложные ценности и ведет в мир мещанства.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Ивана Присыпкина в пьесе Маяковского «Клоп»
  • Образ Эльзевиры Ренесанс в пьесе Маяковского «Клоп»
  • Образ Зои Берёзкиной в пьесе Маяковского «Клоп»
  • Анализ пьесы Маяковского «Клоп»