Образ отрока-киевлянина в летописи «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»


Отрок – главный герой летописи «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». В 968 году Киев осадили печенеги, да так тесно, что пробраться на другой берег Днепра за подмогой было практически невозможно. Князь же киевский Святослав был Переяславце, поэтому защитить русичей было некому. В осаде оказалась и княгиня Ольга с внуками. Киевляне страдали от голода и жажды и чувствовали, что скоро придет их погибель. Единственным выходом из сложившейся ситуации было найти человека, который бы смог оповестить людей на другом берегу. И такой доброволец нашелся.

Отрок без сомнения вызвался «перебраться на ту сторону». В голове его созрел нехитрый план: прикинуться печенегом. Отрок дошел до Днепра, делая вид, что ищет коня. Оказалось, он умел говорить на печенежском. Парень ловко переплыл Днепр, не страшась вражеских стрел. Ни одна из них так и не смогла задеть смельчака, кажется, сами Боги помогали ему спасать родной край. Характеризуя храбреца, нужно понимать, что речь идет не о взрослом мужчине, а о подростке (именно такое значение слова «отрок»). Учитывая это, его подвиг и решительность впечатляют еще больше.


После того как послание пленных было передано воеводе Претичу об отроке в летописной повести больше не вспоминается. В конце «Подвига…» рассказывается, как князь сокрушался над бедой родных, приветствовал мать, но о словах благодарности истинному герою не сказано ничего. Возможно, они были, просто остались «за кулисами» этой краткой повести. Ведь Нестор хотел сделать акцент не на славе или благодарности, а на освобождении Руси от врага.

Интересно, что в летописи ни разу не называется имя храбреца. Действительно ли его не спросили об этом или летописец просто обобщает образ неизвестно. Внешность и характер парня также не описаны, о них мы можем судить только по его подвигу. Можно предположить, что юноша был крепкий, выносливый, умный и находчивый, умел размышлять над проблемами, как взрослые. Для Нестора в этом предании событийная канва важнее несюжетных деталей. Возможно, при помощи таких приемов летописец намекает на то, что таких храбрых людей, готовых идти на смерть ради Родины было много.

Отрок-киевлянин из летописи «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» выделяется среди других персонажей не только своим поступком. В повести он выступает рядом с князем Святославом, воеводой Претичем, княгиней Ольгой и княжичами. О происхождении отрока не сказано ничего, но можно догадаться, что это простолюдин, так как вышел он из толпы и никто не пытался отговорить его идти на смерть. Происхождение юноши, возможно и простое, но по силе духа и храбрости он достоин всех упомянутых вельмож, а то и возвышается над ними.

Подвиг отрока-киевлянина – воплощение идеи любви к Родине, своим землякам, самопожертвы. Эти ценности вечные, неподвластные ни общественным переменам, ни жерновам времени. Именно поэтому вот уже сколько поколений восхищается героическим поступком и учит детей брать пример с храброго русича.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ летописи «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»
  • Образ воеводы Претича в летописи «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»
  • Почему поступок отрока-киевлянина можно назвать подвигом?