Образ Пашки Колокольникова
Повесть Василия Макаровича Шукшина «Живёт такой парень» переносит читателя в атмосферу Алтая и знаменитого Чуйского тракта. Здесь, на стыке величественной природы и суровой реальности шофёрской работы, живут люди, чьи характеры крепко закалены дорогой. Центральный герой повести — Пашка Колокольников, молодой водитель, жаждущий счастья, любви и признания. Шукшин наделяет его бурной энергией, своеобразным юмором и способностью к глубокой самоотдаче, в чём и раскрывается многогранность его образа.
2. Цитатная характеристика Пашки Колокольникова
3. Взаимоотношения Пашки Колокольникова с другими героями произведения
4. Эволюция Пашки Колокольникова в процессе развития сюжета
5. Прототипы Пашки Колокольникова
6. Определение типического и индивидуального в образе Пашки Колокольникова
7. Авторское отношение к Пашке Колокольникову
8. Мое отношение к Пашке Колокольникову
9. Вывод
Образ Пашки Колокольникова - портретная характеристика
Портрет Пашки Колокольникова сразу даёт почувствовать его «бойцовский» настрой и молодую удаль. В одном из первых эпизодов повести мы видим его за рулём грузовичка «ГАЗ-51» — парень как будто сливается с машиной, «вглядываясь вперёд с привычным прищуром» (Шукшин). Этот прищур символизирует не столько опаску, сколько сосредоточенное внимание на дороге и готовность в любой момент принять быстрое решение.
«На тракте в сторонке стоит "козлик". Под "козликом" — шофёр, а рядом — молодой ещё... председатель колхоза Прохоров. Надежды, что "козлик" побежит, нет. Прохоров "голоснул" одной машине, она пролетела мимо. Другая притормозила...».
В этой сцене сразу видна внешняя открытость Пашки. Он легко «притормаживает», откидывает дверцу и помогает Прохорову. Шукшин при этом выделяет и «молодость» Пашки, и подвижность его корпуса: «Пашка задумчиво, с привычным прищуром смотрит вперёд…». Мы можем представить себе парня среднего роста, подтянутого, постоянно исполненного внутреннего напряжения и готовности к действию.
Позднее автор дополняет образ деталями одежды: Пашка может быть «ярким, в белой рубахе с распахнутым воротом», а под козырьком военной фуражки «вьётся чуб». Это говорит о некоторой склонности к «форсу»: Колокольников любит выглядеть эффектно. Когда он отправляется на танцы, нарочно наряжается так, чтобы «всех удивить». При этом он всегда держится гордо, даже если внутренне сомневается в своих действиях.
«Сдержанно весёлый, яркий, в белой рубахе с распахнутым воротом, в хромовых сапогах-вытяжках… Пашка такие моменты любил.»
Таким образом, портрет Пашки — это портрет «парня на подъёме»: идущего вровень с грохочущим трак¬том, подтянутого, задорного. В его облике нет классической красоты, но есть неповторимый «алтайский» характер, своеобразный лоск и естественная молодая сила.
Образ Пашки Колокольникова - цитатная характеристика
Говоря о герое через прямую речь, Шукшин особенно метко подмечает «шалопутность» и самолюбие Пашки. Герой то и дело отпускает фразы, показывающие его насмешливое и азартное отношение к жизни. Например, когда он узнаёт, что у Насти есть жених-инженер, Пашка заявляет: «Посмотрим, кто кого сфотографирует… Я этих интеллигентов одной левой делаю.»
Здесь видна его бравада: он будто соревнуется с воображаемым соперником, ещё не зная, какой у того характер. Пашка склонен к крылатым оборотам речи: «сфотографировать» в его лексиконе значит «одолеть», «проучить». Эта лёгкая дерзость — не злоба, а скорее показное хвостовство.
В диалогах, связанных с его ночным «приходом» к Насте, встречается другая, более ранимая сторона. Когда Настя спрашивает его, зачем он пришёл, Пашка только и говорит: «Да так… от тоски.»
В этой короткой реплике слышится растерянность и надрыв. Это не ухарская бравада, а признание, что внутри у него «щемит сердце». Он ищет тепла и взаимности, хотя внешне пытается всё обратить в шутку.
Интересна и сцена, где Пашка рассуждает о «женском вопросе» с Катериной Лизуновой. Он говорит: «Я женский вопрос специально изучал… Когда в армии возил генерала, я спер у него из библиотеки книгу: «Мужчина и женщина»…»
Смешным кажется само сочетание «специально изучал» и «спер у генерала книгу», но в этих словах отражён и любопытный парадокс: Пашка хочет выглядеть человеком «умным», «начитанным», однако при этом поступки его хаотичны, а фразы часто звучат наивно. Именно через такие высказывания герой раскрывается как натура искренняя, но нередко попадающая в комичные ситуации.
Взаимоотношения Пашки Колокольникова с другими героями произведения
Пашка Колокольников — связующая фигура, вокруг которой группируются события повести. Его контакты с людьми столь же многообразны, как и сам Пашка:
1. С напарником, Кондратом Степановичем.
Кондрат — пожилой, хмуроватый шофёр, однако с «маленькими, неожиданно добрыми глазами». В нём Пашка видит старшего товарища. Он легко подшучивает над Кондратом, когда решает «сосватать» тому тётку Анисью, но за этой шутливостью стоит искреннее желание, чтобы дядя Кондрат «нашёл уютную пристань». Сам Кондрат относится к Пашке слегка покровительственно, понимает его лихость, но ценит доброту и задор парня.
2. С девушками (Настей, Катериной, тёткой Анисьей).
o Настя: Пашка видит в ней «своего идеала», хотя та уже обручена с инженером Геной. Сначала он пытается добиться Настиной благосклонности, но вынужден уступить — и в итоге даже помогает ей и жениху помириться, увозя девушку к нему на машине.
o Катерина (Катька) Лизунова: разведённая женщина, которой Пашка сочувствует. Но их встреча превращается в ссору: «Пошёл к дьяволу, культурный!» — бросает Катька. Пашка в ответ обзывает её «темнотой», упрекает в «несовременных украшениях». Так открывается другая грань его характера — неумение сдержать язык.
o Тётка Анисья: Пашка вообще не к себе сватает её, а к Кондрату, но пытается всё решить «за один присест», чем смущает обоих пожилых людей. Складывается забавная и трогательная ситуация, которая отражает, что Пашка любит «брать быка за рога».
3. С коллегами-шофёрами и председателями колхозов.
Пашка быстро находит общий язык, когда речь идёт о работе, но вспыхивает, если его пытаются обсмеять или ущемить. Однако он никогда не злится «долго», оставаясь по-детски отходчивым.
Таким образом, в каждом столкновении с окружающими герой проявляет какую-то новую сторону себя: то мальчишескую бойкость, то обидчивость, то почти героическую решимость.
Эволюция Пашки Колокольникова в процессе развития сюжета
В начале повести Пашка кажется просто молодым «задирой», который, по его же словам, может «одной левой» побороться с кем угодно. Он ищет лёгкого успеха — будь то выгодная командировка или роман с девушкой. Но постепенно, в череде крупных и мелких столкновений, его характер раскрывается глубже.
Переломным моментом становится пожар на нефтебазе. Пашка замечает, что горящая машина с бочками представляет собой угрозу, и, не колеблясь, заводит её, отгоняя от баков. Он рискует жизнью, получает тяжёлый перелом ноги, но спасает огромный резервуар от взрыва. Здесь исчезает его привычная насмешливость: герой действует. Именно поступок выявляет в Пашке готовность к самопожертвованию.
Финальные главы переносят нас в больничную палату, где Пашка проходит внутреннее перерождение. Там появляется пожилой учитель, который беседует с героем о простых радостях, читает ему «сочинение мальчика», учит видеть мир не через призму «форса», а через призму доброты и открытости. Так, в конце повести мы встречаем Пашку уже не задорным бравастым «шалопаем», а человеком, который на пути к глубинному пониманию жизни.
Прототипы Пашки Колокольникова
Василий Шукшин родом с Алтая, знал местных парней, которые, став шофёрами или колхозниками, хранили и лихость, и простодушие, и твердокаменную выносливость. Эти реальные типажи легли в основу Пашки Колокольникова. Речь его, подчас грубовато-образная, напоминает речь шофёров Чуйского тракта — людей, живущих «на колёсах». Сам Шукшин нередко признавался, что ему близки «любители скорости», которые «на вид и хулиганы, а на деле — добрые люди».
Таким образом, в Пашке сошлись сразу несколько жизненных «прототипов»: молодой водитель, часто ухаживающий за каждой приглянувшейся девушкой, но при этом готовый выручить товарища; «простой алтайский парень», умеющий крепко держать руль и не терпящий несправедливости.
Определение типического и индивидуального в образе Пашки Колокольникова
Типические черты героя — это черты «дороги»: смелость, выносливость, лихость на грани. Таких шофёров много, они «воют на перевалах», смачно ругают «долю шофёрскую» и любят свои моторы едва ли не больше собственной души. Пашка, как и все, знает, что такое «в сон поклонит» за рулём, что значит «откапывать» грузовик из снежных заносов, каково быть вечно в дороге.
Индивидуальное в Пашке — его гипертрофированная тяга к любви и идеалу. Он не просто «любит погулять», а, кажется, всё время ждёт «необыкновенной встречи», хочет видеть в девушке нечто совершенное. Столь романтический настрой отличает его от многих товарищей, довольствующихся простым бытом. Именно это стремление «к высшему чувству» приводит к тому, что он пробует ухаживать за Настей или утешать Катю (что кончается ссорой). Его развитие — путь от мечтательной дерзости к более зрелому пониманию жизни.
Авторское отношение к Пашке Колокольникову
В повести нет прямых деклараций автора, но читается очевидная симпатия Шукшина к герою. Шукшин смеётся вместе с Пашкой, когда тот попадает в курьёзные ситуации, но не осуждает его. Он показывает, что за «шалопутным» поведением стоит искреннее, трепетное сердце. Когда Пашка совершает подвиг, Шукшин подчёркивает, что Колокольников действует порывисто, «не зная почему, просто побежал», не строя себе лавров в голове.
Автор ценит его удаль, но особенно ценит умение «прийти на выручку». И в финале, поместив Пашку в больницу, Шукшин будто подчёркивает: «Все ваши ошибки и баловство простительны, если в тяжёлый момент вы показываете лучшее в себе».
Мое отношение к Пашке Колокольникову
Мне Пашка Колокольников видится светлой, хоть и противоречивой фигурой. С одной стороны, он может раздражать своей эгоцентричностью, желанием «покрасоваться», «завоевать» всех девушек сразу. С другой стороны, те сцены, где Пашка грустит у реки Катуни, ночует под окном Насти «от тоски» или рискует жизнью на нефтебазе, показывают его как человека глубоко порядочного.
В нём присутствует нехватка опыта и самоконтроля, однако эта нехватка компенсируется сердечной открытостью. Через весь текст чувствуется его внутреннее стремление к тому, что он (возможно, не вполне осознанно) называет «идеалом». И пусть он ошибается в конкретных путях, — зато живёт по-настоящему ярко, не боясь выглядеть смешным.
Вывод
Таким образом, Пашка Колокольников — герой, в котором Ва¬силий Шукшин объединил яркую типичность «шофёрской братии» и индивидуальную жажду любви и признания. Его внешняя самоуверенность сочетается с внутренней уязвимостью и романтическими настроениями. Постепенно, через череду столкновений, насмешек и собственного героического поступка, Пашка понимает, что истинная ценность жизни кроется не только в «быстрой езде» и красивых речах, но и в готовности без раздумий прийти на помощь другим.
Автор, изображая Пашку, подчёркивает, что «шалопутность» может соседствовать с душевной глубиной, и что даже простые парни, «живущие на колёсах», способны к развитию, к жертве, к настоящей любви. Таков и есть этот «живёт такой парень», который, попав в больничную палату с переломленной ногой, не теряет жажду жизни и надежду найти то самое счастье, о котором он мечтал всю дорогу по Чуйскому тракту.