Образ Печорина в главе «Бэла» романа Лермонтова «Герой нашего времени»


Образ Печорина в главе «Бэла» раскрывается через характеристики, данные ему Максимом Максимычем. Читатель знакомится с центральным персонажем романа М.Ю. Лермонтова с помощью восприятия Максима Максимыча, повествующего историю о Печорине и Бэле рассказчику-офицеру.

В главе «Бэла» показано, что переведенный из России Печорин служил на Кавказе под начальством штабс-капитана Максима Максимыча год. События, о которых повествует Максим Максимыч, происходили 5 лет тому назад. В то время Печорину было около 23-25 лет.

Сначала читатель воспринимает Печорина через данные ему Максимом Максимычем характеристики: «славный малый», «только немножко странен». Затем читатель воспринимает главного героя через его поступки и реплики.

Во взаимоотношениях с Азаматом Печорин представлен как знаток человеческой души. Григорий Александрович знает, как сделать так, чтобы кавказец согласился выкрасть Бэлу: он специально расстраивает Азамата мыслью о том, что ему никогда не получить коня Казбича Карагеза, чтобы Азамат без всяких раздумий согласился с его предложением.


Особо ярко раскрывается образ Печорина через его отношение к Бэле. Сначала герой выглядит как человек, который действительно полюбил Бэлу. Он идет на довольно отважный шаг, когда сговаривается с Азаматом, желая выкрасть Бэлу. Максим Максимыч отмечает, что Печорин долго пытался привлечь внимание украденной Бэлы, тоскующей по родному дому. Печорин учился говорить по-татарски, чтобы разговаривать с Бэлой, «наряжал ее, как куколку, холил и лелеял».

Однако затем Печорину наскучили чувства Бэлы. После 4 месяцев любви к Бэле Печорин начал задумываться, уезжать на охоту на целый день. Бэла и Максим Максимыч видели, насколько сильно изменилось отношение Печорина к черкешенке.

Печорин раскрыл свою душу, рассказав о причинах произошедших изменений в его отношении к Бэле. Печорин рассказал о том, что он, выйдя из опеки родных, стал наслаждаться всеми возможными удовольствиями светского общества, и эти удовольствия быстро ему опротивели, точно также как любовь светских красавиц. Печорин признался, что скука, которую развеяла служба на Кавказе, вернулась к нему вновь, ведь скука, к удивлению Печорина, живет и под пулями. Печорин признается, что думал о том, что Бэла является «ангелом, посланным сострадательной судьбою», однако он понял, что «любовь дикарки» не лучше «любви знатной барыни». М.Ю. Лермонтов показывает, что Печорин осознал, что погубил Бэлу, желая освободиться от скуки.

В главе «Бэла» уже показано то разочарование жизнью, которое испытывал Печорин. Он осознанно говорил о том, что «душа испорчена светом», что он не может насытить «ненасытное сердце», что единственное его утешение осталось в путешествиях, «бурях и дурных дорогах».

В главе показано, что Печорин бесслезно встретил смерть когда-то любимой девушки, Максим Максимыч даже подчеркнул, что на его утешения Печорин ответил смехом. Герой признается, что не знает, не мог ли Печорин плакать или он владел собой. М.Ю. Лермонтов специально знакомит читателя с образом Печорина через восприятие Максима Максимыча. Внутренние переживания Печорина по поводу истории с Бэлой остаются загадкой. Но то, что Печорин засмеялся во время утешений, и то, что он долго был нездоров и исхудал, говорят о том, что Печорин страдал от потери Бэлы, хоть это и умело скрывал.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Печорина в главе «Максим Максимыч» романа Лермонтова «Герой нашего времени»
  • Образ Печорина в главе «Тамань» романа Лермонтова «Герой нашего времени»
  • Образ Печорина в главе «Княжна Мери» романа Лермонтова «Герой нашего времени»
  • Образ Печорина в главе «Фаталист» романа Лермонтова «Герой нашего времени»