Образ Печорина в главе «Фаталист» романа Лермонтова «Герой нашего времени»


Образ Печорина в главе «Фаталист» раскрывается через мысли и поступки самого Печорина. Центральный персонаж написанного М.Ю. Лермонтовым романа «Герой нашего времени» описывает произошедшее в казачьей станице. В главе «Фаталист», входящей в «Журнал Печорина», все произошедшие события показаны его глазами, что позволяет читателю глубже проникнуть во внутренний мир Печорина.

Григорий Александрович Печорин располагается в казачьей станице, где он проводит две недели, а затем отправляется обратно в крепость, в которой служит Максим Максимыч.

В данной главе продемонстрировано отношение Печорина к фатализму. Сначала Печорин утверждает, что не верит в предопределение. Однако уже сейчас он видит на лице Вулича «печать смерти». Гибель Вулича от руки пьяного казака заставляет центрального персонажа снова задуматься о предопределении. Он также пытается проверить собственную судьбу, когда решает поймать казака-убийцу. Случившиеся события, однако, не сделали их Печорина фаталиста, он признался, что привык ко всему на свете относиться с сомнением. М.Ю. Лермонтов показывает, что Печорин так и не может определиться, зависит жизнь человека от него самого или судьба «написана на небесах». Здесь романтическое соединяется с реалистическим.


Печорин, вступая в пари с Вуличем, уверен в том, что поручик сегодня умрет. К такому выводу Печорина приводит то, что он видит «печать смерти» на «бледном лице» Вулича. Печорин будто бы предсказывает трагичный финал жизни Вулича. Однако Печорин рассказывает о том, что у людей, которые через несколько часов умирают, на лице есть «какой-то странный отпечаток неизбежной судьбы». Это говорит о том, что Печорин наблюдает за людьми, что он хорошо знает человека и его внутренний мир. Возможные причины, по которым Печорину удается предугадать смерть Вулича, вновь подчеркивают слияние романтического и реалистического.

Образ Печорина в главе «Фаталист» раскрывается через сопоставление с образом Вулича. Главный герой – единственный, кто готов держать пари с Вуличем, что говорит о том, что они часто задумываются о судьбе. Неслучайно в повествовании описывается характер Вулича, который «никому не поверял своих душевных и семейных тайн», автор показывает, что Вулича и Печорина объединяет замкнутость характера. Но демонстрирует писатель и отличия Печорина от Вулича: если Вулич имел страсть к игре, то Печорин не покоряется страстям. В отличие от Вулича, который при выстреле полагается исключительно на судьбу, Печорин совершает обдуманные действия, создает план, в соответствии с которым он может поймать казака.

В «Фаталисте» Печорин представлен как смелый, храбрый и отважный человек. Он рискует собственной жизнью, когда решает поймать вооруженного пистолетом пьяного казака, в хату к которому никто из присутствующих не отважился зайти. Печорин представлен М.Ю. Лермонтовым как настоящий герой. В риске Печорина, в отличие от риска Вулича, была необходимость, он приносит окружающим пользу, а не несчастья, как это описано в других главах.

Однако и здесь продемонстрирован противоречивый характер Печорина, поскольку неизвестно, по какой причине Печорин решает поймать казака-убийцу: ради кого-то или ради того, чтобы проверить собственную судьбу.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Печорина в главе «Бэла» романа Лермонтова «Герой нашего времени»
  • Образ Печорина в главе «Максим Максимыч» романа Лермонтова «Герой нашего времени»
  • Образ Печорина в главе «Тамань» романа Лермонтова «Герой нашего времени»
  • Образ Печорина в главе «Княжна Мери» романа Лермонтова «Герой нашего времени»