Образ Петербурга в повести Гоголя «Записки сумасшедшего»


Образ Петербурга многогранен, масштабен и поэтому не может иметь определенную трактовку. В литературе позиция авторов не однозначна: если в творчестве одних Петербург представлен как воплощение культуры, кладезь вековой мудрости, то в произведениях других писателей этот город показан с противоположной стороны. Для них Петербург – олицетворение чего-то зловещего, ненастоящего. Именно такой позиции придерживается Н.В. Гоголь в повести «Записки сумасшедшего», в повестях «Нос», «Шинель».

Образ Петербурга в произведении «Записки сумасшедшего» не описывается напрямую, однако здесь совершенно четко прослеживается его присутствие. И оно совершенно по-разному проявляется в судьбах героев. Для представителей высокого социального статуса (директор департамента, Софи) Петербург великолепен: он позволяет наслаждаться всем лучшим, что есть в этом прекрасном городе. Театры, балы, званые вечера, блеск позолоты, изящество гравюр, скульптура и лепнина, изысканные блюда – все это Петербург приготовил для тех, кто может себе это позволить. Он завораживает великолепием, блеском и величием.


Однако для выходцев из «низов» этот город жесток и беспощаден. Его блеск холоден и равнодушен, ему нет дела до чужих проблем. Он словно показывает, что «таким» здесь не место, его величие для бедных – насмешка, способ указать на контраст, несоответствие нормам. Поприщин поневоле чувствует себя «маленьким», неуместным, жалким человеком, который не имеет права пользоваться всем тем, что другие берут, не спрашивая. Он все больше погружается в рефлексию и вязнет в болоте собственных мыслей. Город затаптывает его, лишая шанса выбраться на свободу.

Город предстает настоящим убийцей: он убивает человека как личность, ломает его психику с поразительной хладнокровностью. Делает это особенно изощренно, позволяя поначалу поверить и словно забирая часть души. Человек больше не принадлежит сам себе, теперь все его помыслы связаны с тем, чтобы соответствовать навязанной планке. Однако желаемого не только не удается достичь, к нему невозможно даже приблизиться. Гоголь проводит очевидную параллель с образом дьявола, неким искусителем.

Таким образом, образ Петербурга словно оживает и толкает человека на сумасшествие. Он предстает реальной фигурой, соучастником преступления. Он как призрак, меняет маски. С одной стороны, Петербург словно показывает, к чему должен стремиться «приличный» человек, и Поприщин на это легко покупается. Его привлекает эта высокая планка: он, как все, желает хорошей должности, материального обеспечения, возможности ходить по театрам и посещать роскошные заведения. Он хочет творить, максимально раскрыть свои способности, найти свое поприще. Но все попытки иллюзорны: как только герой начинает верить в потенциальную возможность своих желаний, Петербург захлопывает эту дверь перед самым носом. Герой ощущает насмешки, тычки на собственное ничтожество, и все мало-мальские начинания погрязают в безысходности.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Судьба «маленького человека» в повести Гоголя «Записки сумасшедшего»
  • «Перевернутые миры Гоголя» (по повести «Записки сумасшедшего»)
  • Анализ повести Гоголя «Записки сумасшедшего»
  • История создания повести Гоголя «Записки сумасшедшего»