Образ Петербурга в повести Гоголя «Нос»


Николай Васильевич Гоголь – писатель, занявший свою особенную нишу в русской литературе. Его творчество отличается соединением реальности и фантастики, остро реагирует на все социальные несправедливости. И образы героев разнообразны. Так, например, обратимся к одной из петербургских повестей – повести «Нос».

Место действия обозначено в сборнике, к которому причислено это произведение, - Петербург. И город становится героем наравне с цирюльником, Иваном Яковлевичем, и коллежским асессором, Платоном Кузьмичом Ковалевым. Причем, образ города не похож на традиционное его представление. С одной стороны, мы встречаем реальные топонимы – Вознесенский проспект, Исаакиевский мост, Невский проспект, Казанский собор. С другой же, границы города раздвинуты, Петербург – это место, в котором действуют свои законы. Сюда приезжают, чтобы сделать карьеру. Так, например, майор Ковалев стремится достичь более высоко ранга, ведь пока он занимает только 8 из 14. Именно с этой целью он и приехал в Петербург. Потерять то, что уже достигнуто, герой также не может, поэтому старается не пропускать званых вечеров, организуемых высокими чиновниками.


О том, что город Гоголя живет по своим законам, можно судить и по тому факту, что нос человека на время становится независимым и ведет свою собственную жизнь. Пропажу органа Ковалев замечает утром 25 марта. Майор решил осмотреть соскочивший вечером прыщик, а в итоге не обнаружил на прежнем месте даже носа, не то, что фурункула. Платон Кузьмич пребывает в отчаянии, лучше уж пропала нога или рука, считает герой. Без носа он и не человек вовсе. Герой же так многого достиг, приехал в этот город, чтобы дальше двигаться, даже может быть жениться, а что же теперь ему делать. Решение приходит быстро: нужно ехать к обер-полицмейстеру. По пути же с ним случается еще одно необычайное происшествие: он встречает собственный нос, который живет насыщенной жизнью: совершает визиты, ходит в собор, молится Богу. Удивительно, но факт: нос имеет и более высокое звание, чем его владелец. Шляпа с плюмажем и золотой мундир свидетельствуют о том, что он не меньше, чем тайный советник. Ковалев совершенно обескуражен этим фактом. Пытаясь поставить господина на место, майор потерпел фиаско: господин не считает себя чьей-то частью, он живет сам по себе. Ковалев, засмотревшись на даму, теряет тайного советника из вида, и больше уже он на страницах повести не встречается.

Но все же произведение заканчивается радостным событием: нос возвращается на свое прежнее место уже 7 апреля. Ковалев вне себя от радости. Первое, что он делает, - вдоволь нанюхивается табаку. Видимо, этого ему не хватало больше всего во время отсутствия носа. Заключительными замечаниями Николай Васильевич снова подчеркивает, что такого просто не могло быть, а, значит, о реальном Петербурге и нет речи. Но потом все же заключает: подобные происшествия редко, но бывают на свете. Возможно, в городе на Неве это тоже могло случиться.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Платона Ковалева в повести Гоголя «Нос»
  • Образ Ивана Яковлевича в повести Гоголя «Нос»
  • Образ Носа в повести Гоголя «Нос»
  • Женские образы в повести Гоголя «Нос»