Образ Пирогова в повести Гоголя «Невский проспект»


Пирогов – один из центральных персонажей гоголевской повести «Невский проспект».

Как только на страницах произведения появляется образ Пирогова, читатель узнает о том, что он является одним из жителей Петербурга. История Пирогова начинается на Невском проспекте, где Пирогов шел вместе с Пискаревым. Читатель, видя Пирогова и Пискарева вместе в начале повествования, думает о том, что они являются друзьями, однако в ходе повествования читатель понимает, что Пирогов и Пискарев – полные противоположности друг другу. Автор даже отмечает, что Пирогов общается с Пискаревым для того, чтобы тот нарисовал его. Когда Пискарев умирает, Пирогов даже не приходит на его похороны.

В самом начале раскрытия образа Пирогова Н.В. Гоголь обращает читательское внимание на то, что Пирогов – поручик, офицер. На протяжении всего повествования показано, что герой гордится чином, так как он уделял чинам особое внимание.

Н.В. Гоголь подчеркивает, что Пирогов принадлежал к «какому-то среднему классу общества». Если при характеристике Пискарева автор демонстрирует его индивидуальность и исключительность, то при характеристике Пирогова автор говорит о собирательности его образа.


Раскрывая образ Пирогова, Н.В. Гоголь использует сатирические приемы. В повествовании говорится о том, что Пирогов относится к обществу образованных людей. Но затем говорится о том, что Пирогов «имел особенное искусство пускать из трубки дым кольцами», «умел очень приятно рассказать анекдот». Автор иронически отмечает, что трудно перечислить «все таланты, которыми судьба наградила Пирогова».

Как типичный представитель общества, в котором главной ценностью становятся чины и положение в обществе, Пирогов умеет поддержать разговор и обратить на себя внимание. Это проявляется в том, что Пирогов начинает разговор с незнакомкой, а затем в течение некоторого времени всяческими способами обращает ее внимание на себя.

В ходе ухаживаний за блондинкой Пирогов демонстрирует свою самоуверенность. Он всегда уверен в том, что все желаемое он воплотит в жизнь.

То, что Пирогов продолжает флиртовать с блондинкой, когда узнает о том, что она замужем, говорит об отсутствии каких-либо нравственных начал. Он хочет похвастаться перед своими знакомыми тем, что ему удалось соблазнить замужнюю женщину. Делать пошлые комплименты замужней женщине и ждать от нее взаимных чувств – обыденное явление для Пирогова. Автор демонстрирует, что Пирогов ведет себя с замужней блондинкой обыденно и привычно, в этой истории для него нет ничего нового и оригинального. Для него вся история с блондинкой – игра, в которой нет места искренним чувствам.

Иронично автор описывает и финал истории, произошедшей с Пироговым. Когда немец Шиллер видит, что Пирогов стремится соблазнить его жену, он вместе со своими друзьями избивает Пирогова, что кажется офицеру совершенным оскорблением. Он хочет пойти рассказать об этом генералу, а если нужно – и самому государю. Автор повести демонстрирует, что Пирогова не смущает, что в избиении виноват он сам, ведь соблазнять замужнюю женщину – верх наглости. Однако свою идею Пирогов отпускает после того, как съедает в кондитерской два слоенный пирожка. Н.В. Гоголь показывает, что для Пирогова произошедшая ситуация обыденна, ничем не отличается от других историй его жизни.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Пискарева в повести Гоголя «Невский проспект»
  • Образ Петербурга в повести Гоголя «Невский проспект»
  • Образ Шиллера в повести Гоголя «Невский проспект»
  • Образ Гофмана в повести Гоголя «Невский проспект»