Образ Попа в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»


Среди множества героев поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» у многих читателей симпатию вызывает простой сельский поп. Именно он первым встречается на пути семи мужиков, которые отправились по свету искать счастливого человека. Автор поведал нам о том, как же ведут себя представители духовенства после отмены крепостного права.

О том, что именно попу «живется весело, вольготно на Руси» настаивает Лука. У него есть на то основания. Он целых три года был у попа в работниках, поэтому говорит, что попова каша «с маслицем…» И вот первая встреча. Служитель церкви начинает свои рассуждения. Он серьезно отнесся к вопросу странников, не ушел от ответа, поэтому старается подробно рассказать о себе.

Его внешность скрыта от читателя. На первом плане строгое лицо и большая шляпа. Настроение грустное, тяжелое. Его формула счастья конкретна и ясна: покой, богатство, честь. Но есть ли все это у рядового сельского священника?

Ежедневно, зимой и летом, в грязь и в метель ему приходится идти к людям, чтобы отпеть, крестить или причастить прихожан. Постоянно видя страдания людей, поп не может привыкнуть к этому, поэтому переживает за них. Его душа неспокойна. Таким образом, покоя в его жизни нет.

Честь тоже недоступна для этого человека. Членов его семьи называют «жеребячьей породой», над ним смеются, обходят стороной, сочиняют непристойные песни. Это очень обижает бедного церковного служителя.


Богатства священник не нажил. Когда-то во времена Российской империи вокруг было много дворянских усадеб, житье у попа было привольное, богатое. Его приглашали в большие хоромы, сладко угощали и одаривали. После реформы ему приходиться посещать в основном нищих крестьян, поэтому совесть не позволяет ему забрать последний пятак у бедной старухи.

Поп терпеливо переносит все жизненные тяготы — «несет крест», его отношение к людям выражается в доброте и сострадании. Он считает, что только вера и смирение способны сделать людей счастливыми. К тому же он видит, как тяжело живется крестьянам: неурожаи, стихийные бедствия, климатические условия не позволяют крестьянам вырастить хлеб.

Тем не менее поп не умеет работать, он живет за счет труда крестьян. Его можно назвать «паразитом». Но в поэме автор рисует такой образ, который вызывает лишь жалость.

Странники, выслушав эту историю, кланяются ему, понимая, что относились к нему неуважительно. Они начинают понимать, что все люди разные, и те, кто честно служит народу, не заботится о своем обогащении, не могут быть полноценно счастливы.

В поэме можно встретить еще одного попа в главе «Демушка». Здесь священник предстает безжалостным и корыстным человеком. Он не испытывает сочувствия при виде горя матери, когда терзают тело ее сынишки. Он равнодушно смотрит на эти трагические моменты. А потом еще и смеется над бедной женщиной.

К сожалению, большинство священнослужителей в России принадлежали к этому типу — циничному, высокомерному и безжалостному. Изменение политической ситуации лишь усугубило недовольство духовенства.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Руси в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • Образ Павлуши Веретенникова в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • Историческая основа поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • История создания поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»